laila50 (laila50) wrote,
laila50
laila50

Categories:

Аллегория старческой импотенции на иконе Рождества

Оригинал взят у shakko.ru в Аллегория старческой импотенции на иконе Рождества
Ищем фрейдистские символы в давно знакомом сюжете -- ну, чтобы не так грустно было готовится к новогодним праздникам (и сидеть на диете, чтобы влезть в любимое платье), с помощью традиционной рубрики "омерзительное искусствоведение".




Православная икона Рождества Христова полна множества персонажей и деталек, которые проникли в нее не из Нового Завета, а из легенд -- апокрифов.
Сфокусируемся на одном сюжетике -- старческой немощи Иосифа Обручника.

Рождество. Византийская икона 15 века (?)


Для начала напомню фактуру.
У Иисуса Христа на земле был полный комплект родителей: кроме биологического Отца у него был приемный -- законный муж его матери.

Это был Иосиф Обручник, хороший человек, уже немолодой, с надежным ремеслом плотника.

Гвидо Рени. Святой Иосиф с младенцем Иисусом. 1640


Иосиф женился на юной Марии, которая к тому моменту уже была беременна (зачатие от Святого Духа).
Обнаружив, что новобрачная беременна, при том, что он к ней не притрагивался, Иосиф сильно напрягся -- как и любой бы на его месте.
И, не желая раздувать из этого скандал, Иосиф запланировал тайно отправить Марию в родительский дом обратно.
Хороший человек -- другой бы такой кипеш поднял.

Устюжское Благовещение. 1120-1130-е гг.
(Архангел сообщает Марии Благую весть о ее будущем ребенке -- происходит зачатие с помощью Святого Духа.
Вглядитесь в фигуру Марии -- внутри изображен младенец Иисус).



Но прежде, чем Иосиф осуществил свое намерение и отправил Марию прочь из своего дома, ему явился во сне ангел.
И сказал:
-- Не волнуйся, все так и задумано. Ты будешь отчимом Мессии.

Когда тебе является ангел во всем блеске своего сияния, подобное трудно игнорировать.
Тут главная цель вообще -- не начать заикаться на всю жизнь, какое тут игнорировать.

Джеймс Тиссо. Видение святого Иосифа. 1880-е


Вот и Иосиф не стал спорить.
Оставил Марию в своем доме в качестве законной супруги, пальцем к ней не притрагивался, оберегал ее во время беременности, бегал покупал кислую капусту и мандаринки, когда ей вдруг приспичило их заглотить во втором триместре, и все такое.
Святой, святой человек. Очень он мне нравится.

А когда Мария была уже где-то на 39-й неделе беременности (сахар норм, давление высоковато), им потребовалось поехать в Вифлеем.
Потому что коварные римляне устроили перепись, и Иосиф (с семейством) был обязан отметиться не по месту текущей прописки (в Назарете), а там, откуда была родом его семья.
(На самом деле, конечно, перепись случилась, потому что Иосиф с Марией жили в Назарете, а по условиям ветхозаветного пророчества требовалось, чтобы грядущий Мессия был из Вифлеема. Именно поэтому такой хитрый маршрутный кульбит и случился, а не потому что римским статистикам потребовалось подбить итоговые цифры).

Посадил бедную девушку на ослика (у нее ноги отекали сильно) и поплелся с ней в Вифлеем.

Питер Брейгель Младший. Перепись в Вифлееме. 1600-е
(Мария в центре в зеленом плаще. У окошка переписчиков -- большая очередь, все лаются).



Во всех гостиницах, мотелях и хостелах Вифлеема (Бейт-Лехем, 31°42′16″ с. ш. 35°12′22″ в. д.) им сказали: МЕСТ НЕТ.
Потому что куча народу тут была уже понаехавших на ту же перепись.
Именно по этой причине Иосиф изловчился как мог и все-таки нашел Марии единственную возможную крышу над головой -- хлев с животными и яслями (кормушкой), полной овса.

В этом хлеву, вифлеемской пещере, и случилось чудо Рождества Христова.

Федерико Бароччи. Рождество Христово. 1590-е


Теперь вернемся к сабжу -- рассмотрению любопытной детали на иконе Рождества.

Кстати, вот лайфхак для чайников -- как определить, что перед тобой икона Рождества Христова.
Если видите в центре красное пятно (типа подушка), на котором лежит темная женская фигура (Богородица) --
значит, это икона Рождества Христова!


(Есть и другие варианты иконографии, но они более редкие, так что данное правило в принципе срабатывает).

А если роженица не лежит в центре, а сидит сбоку; или одета не в черное, или, самое главное, дело происходит не на природе, а в доме, то это другая икона -- "Рождество Богородицы" (т.е. роженица -- ее мама святая Анна) или "Рождество Иоанна Крестителя" (роженица - праведная Елизавета).

Рождество Богородицы; Рождество Иоанна Крестителя


Итак, я отвлеклась.
Возвращаемся.

Православная икона Рождества Христова полна множества персонажей и деталек, которые проникли в нее не из Нового Завета, а из легенд -- апокрифов.
Причем все они напиханы в одно пространство: икона -- это как бы такой комикс эпохи, когда до изобретения комиксов осталось еще куча времени.
И до гениального открытия "разные эпизоды надо располагать в разных кадрах и разделять рамочками!" иконописцы полшага сделали (придумали раму из житийных клейм), но окончательно внедрить эту эврику не решились. Поэтому на иконах разновременные эпизоды обычно вперемешку и в странном порядке.

По количеству "недо-кадриков" иконы Рождества бывают, например, такие


Но я вообще-то гуманист, поэтому мы разберем более простую икону, с минимальным набором.

1. Дева Мария на родильном ложе отдыхает.
2. Младенец Иисус лежит в яслях, а вол и осел укоризненно на него смотрят, так как он занял их кормушку (животные тут тоже не просто так, а в исполнении пророчества).
3. Волхвы скачут на конях из дальних стран вслед за Вифлеемской звездой и ангелом (на самом деле они уже к дверям хлева должны подходить)
4. Ангелы рассказывают пастухам (тут 1 шт.) о том, что родился Мессия. Пастуха опознавайте по рожку, в который он дудит.
5. Две повитухи готовят купель для омывания младенца.
6. Грустный Иосиф и демон

И вот два последних сюжета как раз взялись из апокрифов.
Дам у мини-бассейна зовут Саломея и Гелома.
Они профессиональные медсестры, акушерки. На сами роды они опоздали. Святое Предание (Евангелие Псевдо-Матфея) гласит, что когда Саломее сказали, что Мария родила, но при этом осталась девственницей -- такое вот чудо, повитуха не поверила и начала дико ржать. Потом попросила разрешения потрогать, проверить руками. Разрешение Саломея получила, но как только она протянула свои ручонки к тазобедренной области Богородицы, рука у нее отсохла. (Тут я слышу вопль возмущения от профсоюза медработников). Но она поплакала, попросила прощения, помолилась -- в общем, работоспособность ей обратно все тем же чудесным образом восстановили.

Повитухи купают Младенца. Фреска 12 века, Каппадокия


Пока Мария рожала, Иосиф сидел и нервничал.
И его обуревали демоны.
Это вообще стандартная ситуация: как правило, демоны обуревают всех молодых отцов, когда жену увозят в роддом.
Борятся они с ними, как правило, тем, что с часу до четырех утра собирают детскую кроватку, роняя детали и вызывая бессоницу у соседей снизу.
У Иосифа подобной сублимации под рукой не имелось, да и демон у него был свой, особенный, официально именуемый "Дух сомнения".


Смотрите на икону: Иосиф сидит, грустит слева внизу, а напротив него -- старичок в козлиной шкуре и с посохом (в данном случае даже сломанным, что еще наглядней).

Бедный Иосиф девять месяцев кормил девушку, беременную не от него, оберегал ее, защищал в путешествии -- она ведь совсем молоденькая, лет пятнадцать.
И вот теперь ей пришло время рожать -- а ангел тот, давший установку, уже из памяти повыветрился.

И тогда Иосифу явился диавол -- как раз этот старик. Иногда его даже изображают с рогами и хвостом.
Он начал зудеть этому святому человеку:
-- Ну да, ну да, разве так бывает? Обманули тебя, старого придурка, завела она ребенка от другого, от любовника, от молодого. А ты ничего не смог с ней сделать...



Считается, что эта палка, клюка, символизирует ложь, на которую "опирался" Дух сомнения в беседе с Иосифом.
Я с этим спорить не буду, все равно тролли уже все в комменты понабежали, а эпатажный заголовок у этого поста -- только для того, чтобы побольше народу узнали больше про древнерусскую иконопись, обычным же загом вас фиг заманишь.

Потом диавол привел убийственный аргумент:
"Как из этой сухой палки не может быть листвы, так и у Девы не может быть потомства" (ссылка)



И после этой патетической фразы палка в его руках взяла и расцвела!

К Фрейду же и фаллическим символам эта история про старика, неожиданно обретшего потомство, не имеет никакого отношения, что вы.

Мораль: если собираешься в важную поездку, бронируй хорошие места в гостинице заранее, иначе есть риск соседствовать с каким-нибудь ослом.

А самая первая картинка в посте -- это "Обрезание Христа".
Оно произошло на  8-й день после Рождества, и это отдельная история.




***
Предыдущие выпуски читайте по тэгу "омерзительное искусствоведение".
Предлагайте свои темы!

трансляция вконтакте
Tags: библейские истории, легенды, обряды, перепост.живопись, символы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments