laila50 (laila50) wrote,
laila50
laila50

Живопись

The Daily Muse: Hieronymus Bosch, Painter (1450 –1516) Curated by Elusive Muse http://elusivemu.se/hieronymus-bosch/:
«Смерть скупца» 1500 г. — картина нидерландского художника Иеронима Босха.
На картине изображена узкая и высокая спальня, в открытую дверь которой уже заглядывает Смерть.
Ангел-хранитель, поддерживая умирающего, пытается обратить его взор к распятию в оконной нише, однако человек всецело занят помыслами о тех материальных богатствах,
с которыми ему сейчас суждено будет расстаться. Одной рукой он машинально тянется к мешку с золотом, который протягивает ему высунувшийся из-под полога бес.


Hieronymus Bosch - Death and the Miser - Detail.jpg
(деталь)
Другой бес с едва обозначенными крыльями облокотился на барьер с переброшенной через него красной мантией и прислонённым к нему рыцарским мечом — то и другое должно указывать на власть и высокое положение, которые также теряет человек, уходя в мир иной.
Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии.
В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра, и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им.
В книге победу одерживает ангел — торжествуя, он-то и возносит душу на Небеса, тогда как дьявольская рать в бессильной злобе завывает внизу.
На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён.
Сцена смерти отодвинута на задний план, а ближе к зрителю изображён этот же скупец при жизни, складывающий монеты в мешок, который держит тот самый бес, заманивающий скупца на смертном одре в ад.
click for enlarge 1024 X 768 164,0 Kb picture
(деталь)
 Здесь угадывается аллегория на тщетность скупости. Не тратя деньги на благо, а складывая их в сундук, скупец всю жизнь копит для черта, а не для себя, и черт этими деньгами утащит его в ад.
Смерть медлит, нацелив стрелу и готовая поразить скупца, ожидая его решения : поддаться бесу и провалиться в ад или последовать за ангелом в рай.
На переднем плане изображены символы рыцарства: сброшенный плащ, щит, рыцарский шлем, перчатка и копье - это по видимому указание на отброшенные скупцом ценности морали и верности христианскому долгу, что символизирует собой рыцарство.
Сильно вытянутый вертикальный формат и диагональное построение композиции придают картине сходство с алтарной створкой.

По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки.
Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как
«Семь смертных грехов».

https://nl.wikipedia.org/wiki/De_dood_van_een_vrek_(schilderij)

Tags: живопись Нидердандов., легенды, литература, символы
Subscribe

  • Вход Господень в Иерусалим.

    Вход Господень в Иерусалим. Джотто. Капелла Скровеньи, фреска

  • Натюрморт.

    Зороастров Владимир Аристархович (род. 1962) Христос воскресе! 2008 г.

  • Живопись

    Грузинский художник Нико Пиросмани (1862 - 1918) ягненок, пасхальные яйца и ангелы.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments