laila50 (laila50) wrote,
laila50
laila50

Categories:

Живопись





Автопортрет в шляпе с цветами. 1883
ДЖЕЙМС ЭНСОР
James Ensor (1860-
1949)


Portrait of the Artist's Father
Бельгийский художник. Родился в Остенде в семье, принадлежащей мелкой буржуазии, отец был англичанином, державшим магазин.
Джеймс Энсор был воспитан в магазинчике родителей, который был похож на настоящую пещеру Али Бабы, богатую всевозможными "странностями "



Рыбак.1883
С юности молодой Джеймс идет своим путем в искусстве, вначале в школе, затем в Академии художеств Остенде и в Академии Брюсселя с 1877. Там, он встречает Фернана Кнопффа и Вили Финча.
Выпустившись из Академии, он торжественно открывает свой первый живописный период. Он рисует картины повседневной жизни
.

Дама с зонтом 1880.



Въезд Христа в Брюссель в 1888 году

В 1888 г. Энсор написал главное произведение — «Въезд Христа в Брюссель на масленицу 1889 года». Размеры картины очень велики. Её невозможно охватить одним взглядом и приходится рассматривать по частям: от лиц хохочущей толпы к стройным фигурам музыкантов военного оркестра, затем к Христу, который находится в центре полотна, и, наконец, к людям, движущимся по улицам в верхней части композиции.

В правой половине картины изображены театральные подмостки с актёрами. Лицедеи прервали пьесу для того, чтобы Христос увидел спектакль человеческой жизни, происходящий прямо на улице. Действительно, здесь можно найти все характеры, все социальные типы: на переднем плане рядом с добродушным юнцом зловеще ухмыляется субъект в котелке, епископ пыжится от самодовольства, судачат лавочники, восторженная дамочка что-то выкрикивает. Над толпой развеваются лозунги: «Да здравствует социальная...» (конец надписи не виден), «Да здравствует Иисус, король Брюсселя». Все маски на полотне имеют свою индивидуальность, но вместе они сливаются в безвольную толпу, которой управляет военный оркестр. Единственный персонаж без маски - Христос, но Его облик словно размыт столпотворением. Художник считал эту работу лучшей и до конца жизни не расставался с ней


Автопортрет с масками 1889.


Опасная кухня.1896


Натюрморт с масками. 1896


Цветы и овощи 1896
Он любит рисовать также море или пейзажи Остенде, дождливые и темные. Он рисует также натюрморты с цветами, плодами и овощами, помещая на картинах кроликов и фазанов, рыбу и ракообразных. Он показывает таким образом зрителю множество объектов, расположенных в беспорядке на столе, и которые у него расположены в «ныряющей» перспективе.


Смерть и маски 1897
В 1886 Энсор разъясняет свою палитру и проводит занятия о свете.
Маска, Скелет и Христос становятся своеобразными темами предпочтения. К несчастью, этот предельный и раздражающий других художник чувствует себя все более и более невостребованным и презираемым. В это время его картины отклоняются в Салонах, печать его высмеивала.



Китайские безделушки. 1907


Интрига. 1911


Пир во время голода. 1914

В этот период художник рисует саркастические и иронические картины карнавалов, на которых изображены толпы лицемерных персонажей, притворщиков, лгунов и мещан, которые носят маски, чтобы скрывать свои деяния, и оставаться неузнаваемыми.
Маска стала таким образом для него эмблемой лицемерия. Несмотря на его первые успехи (первая монография в 1892, индивидуальная выставка в Париже в 1898), его художественный огонь прогрессивно погас. Хотя в 1929 году Энсор получил звание барона.

В конце жизни художник превратился в национального героя, доказавшего, что в Бельгии есть своя живопись. В 1903-м он был произведен в рыцари ордена Леопольда, а в 1930-м бельгийский король Альбер даровал ему титул барона.

 

 

Умер Энсор в 1949 году. После смерти художника в Остенде открыли его музей, возникла даже Ассоциация друзей Джеймса Энсора. Духовное родство с ним, играющим историей литературы, искусства и религии, в большей или меньшей мере обнаруживают сегодня все художники независимо от того, посвятили они себя живописи, видео, фото, скульптуре или инсталляции. Насмешки над всем и вся - даже над религией - стали нормой для европейской культуры.

Еще несколько лет назад Джеймс Энсор был известен всем поголовно бельгийцам и гостям их страны: его автопортрет был вытиснен на стофранковой купюре. Безличное евро, конечно, подточило авторитет этого имени, но все же не настолько, чтобы об Энсоре забыли. Забыть трудно: от него во многом идет отсчет собственно бельгийского искусства, что для страны, ведущей историю своей государственности всего-то с 1830 года, чрезвычайно важно


rockkent.narod.ru/Ensor/ensor.htm

Tags: символизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments