laila50 (laila50) wrote,
laila50
laila50

Category:

Живопись Нидерландов

Гений барокко


Автопортрет Рубенса с первой женой, Изабеллой Брандт, 1609-1610.
 Альт Пинакотека, Мюнхен


Рубенс ( 1577-1640) был одним из самых плодовитых и разносторонних живописцев в истории искусства. В этом смысле рядом с ним стоит разве что Пикассо. По умению же использовать помощь своих учеников без ущерба качеству с Рубенсом может сравниться только Микеланджело.
Наследие Рубенса настолько велико, что оно до сих пор до конца не изучено. Если каталоги выдающихся мастеров составляются, как правило, отдельными исследователями, то для освещения творчества Рубенса требуются усилия целой группы специалистов.

Маркиза Бригитта Спинола Дориа1606. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

Исследовательская деятельность в этом направлении началась в 1968 году — с началом публикации «Corpus Rubenianum», огромного труда, освещающего творчество художника. За прошедшее время вышло менее трети из запланированных 30 томов, то есть до завершения этой работы по-прежнему очень далеко


Мария Паллавичино 1606. Частное собрание.

Корни потрясающей плодовитости Рубенса—в той щедрости, с которой своими дарами одарила его природа. Он был красив собой, обладал острым умом и отменным здоровьем. Художник на протяжении всей жизни вставал очень рано, в четыре часа утра, и, если не считать подагры, никогда ничем серьезно не болел.


Венера у зеркала.
1615. Картинная галерея княжества Лихтенштейн, Вадуц.

Картины Рубенса свидетельствуют о его влюбленности в окружающий мир, в его красоту. Несмотря на свою приверженность ко всему земному, Рубенс оставался глубоко верующим человеком. Он знал себе цену, умел вести дела и использовать успех, но при этом не был слепым эгоцентриком, щедро делясь с близкими людьми и со всеми попавшими в беду.


Каледонская охота на кабана 1611-1612. Музей Поля Гетти, Лос Анджелес.

Это же можно сказать об его отношении к другим художникам; Рубенс совершенно не знал, что такое профессиональная зависть. Немногие из великих людей могли бы похвастаться подобными качествами, и немногие сумели прожить жизнь так счастливо, как это сделал он.


Сад любви.1632. Музей Прадо, Мадрид.

Удивительно. В детстве Рубенс не считался особо одаренным ребенком. До нас дошли лишь немногие из его ранних работ. В это трудно поверить, но они действительно ничем не примечательны. В этих работах чувствуется сильное влияние учителей молодого живописца; они достаточно вторичны и не выделяются из огромной массы картин его современников и земляков. Настоящим мастером Рубенс стал в Италии. Именно там он получил уроки античного искусства и живописи эпохи Возрождения, именно там очаровался новаторским творчеством Караваджо и Аннибале Карраччи. Рубенс освоил их мощную манеру, привнеся в нее собственное радостное ощущение мира. В какой-то мере он, обладая великой волей к действию, к воплощению, сам сделал себя.


Елена Фаурмент.1629(вторая жена художника). Маурицхейс, Гаага.

Тяжело пережив смерть Изабеллы Брант в 1622 году, Рубенс ищет отвлечения в активной дипломатической деятельности, посещает Испанию, Англию, Голландию. Женитьба Рубенса в 1630 году на шестнадцатилетней Елене Фаурмент (1614-1673) стала новым этапом жизни художника, исполненным безмятежного семейного счастья. Рубенс приобретает поместье, включающее замок Стен (отсюда название этого периода — «стеновый»).


Елена Фоурмен с детьми, 1636-1637. Музей Лувр, Париж

Приобретенный в Италии опыт позволил Рубенсу после возвращения в Антверпен стать ведущим фламандским художником. О первенстве среди фламандских живописцев теперь даже речи не шло; вопрос решился «явочным порядком». Одними из первых это поняли эрцгерцог Альберт и его жена Изабелла, незамедлительно предложившие Рубенсу место придворного художника. Они были готовы платить ему любые деньги, но, приняв их приглашение, художник не пожелал покидать Антверпен. Кстати говоря, для своих покровителей он написал даже меньше, чем для других высоких заказчиков, среди которых были английский король Карл I, французский король Людовик XIII и испанский король Филипп IV.


Конный портрет Филиппа II 1628. Музей Прадо, Мадрид


Орфей и Эвридика 1636-1638. Музей Прадо, Мадрид.

Эвридика, в древнегреческой мифологии, дриада, жена фракийского певца Орфея. Когда Эвридика умерла, ужаленная змеей, Орфей сошел в Тартар и своим пением так тронул Персефону, жену владыки подземного мира Плутона, что она разрешила певцу снова увести Эвридику на землю, однако, с тем условием, чтобы Орфей не оглядывался, пока они будут идти из царства Аида. Орфей оглянулся, и Эвридика осталась в царстве теней.


Марс, обезоруженный Венерой 1610-1612. Музей Гетти, Лос Анджелес.

Все это давало основание называть мастерскую Рубенса «фабрикой картин». Это не совсем так. Хотя эта мастерская (ее Рубенс разместил в собственном доме) и отличалась большими размерами, для настоящей «фабрики» этого было все-таки маловато. И потом. Да, Рубенс при всем желании не сумел бы написать столько картин, сколько вышло из его мастерской, но точно известно, что качество каждой работы он проверял лично, не допуская ему опуститься ниже планки, которую он установил очень высоко. При выполнении обычного заказа художник делал этюд картины маслом, прорисовывал отдельные детали, а по этой канве его ученики уже «вышивали узор». Окончательная «доводка» оставалась тоже за Рубенсом. Он, кстати, никогда не скрывал методов своей работы, и цена каждой картины зависела от степени его личного участия в ее создании. Лишь в последние годы жизни уставший художник почти полностью передоверил заказные полотна своим учеников.


Союз Земли и Воды 1618. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Кроме подмастерьев, трудившихся на постоянной основе, в мастерской Рубенса появлялись и «разовые» помощники. Двое из них стали близкими друзьями мастера. Речь идет о Яне Брейгеле, мастерски писавшем цветы и пейзажи, и Франсе Снейдерсе, считавшемся лучшим художником анималистом своего времени. Рубенс много и плодотворно сотрудничал с граверами, помогая им создавать копии со своих картин. Работая и в этой технике, он являл профессионализм высочайшего класса.
Слава Рубенса не померкла после его смерти. Его работы продолжали служить источником вдохновения для художников новых поколений. Так, в работах французского живописца начала XVIII века Антуана Ватто отчетливо слышится эхо творчества Рубенса. Спустя столетие французские художники-романтики (в первую очередь, Делакруа и Жерико) вдохновлялись его цветом и энергетикой. Делакруа называл Рубенса «Гомером живописи, отцом страсти и энтузиазма». И в наши дни живопись великого фламандца по-прежнему пользуется широким признанием.

www.prubens.ru/content/view/625/92/
smallbay.ru/rubens.html

 



Tags: ж ивопись Нидердандов.
Subscribe

  • Портрет.

    Элизабет Луиза Виже Лебрен. Портрет графини Скавронской.1796. — одна из племянниц светлейшего князя Потёмкина. Екатерина Васильевна…

  • Натюрморт.

    Сычев Алексей – Астры. 2017. Осыпаются астры в садах, Стройный клен под окошком желтеет, И холодный туман на полях Целый день неподвижно…

  • Натюрморт.

    Suzan Visser. Orange Pastry, 2018.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments