laila50 (laila50) wrote,
laila50
laila50

Category:
Ура! у меня есть журнал!
Фасции (лат. fasces)  — атрибут власти царей, в эпоху римской республики — высших магистратов. Перетянутые красным шнуром либо связанные ремнями пучки вязовых или берёзовых прутьев. Первоначально символизировали право магистрата добиваться исполнения своих решений силой. Вне пределов города в фасции втыкался топор (часто секира), символизировавшие право магистрата казнить и миловать подданных (внутри городов высшей инстанцией для смертных приговоров был народ). Право ношения фасций закреплялось за ликторами. Впоследствии, в геральдике, ликторские фасции стали символизировать государственное и национальное единство, также воспринимаются как символ защиты государственности. В такой трактовке они используются в наше время множеством государств и организаций.

Фасции на флаге швейцарского кантона

ЛИКТОРСКИЙ ПУЧОК - перевязанный лентой пучок розог (ивовых прутьев одинакового сечения и длины), который ликторы (телохранители) римских царей, а также консулов, проконсулов провинций и преторов носили перед ними, расчищая дорогу в толпе и требуя тишины. У диктаторов было 24 ликтора, консулы и проконсулы имели по 12 ликторов, пропреторы и преторы - по 6.
Ликторы и ликторские пучки были вещественными символами власти, которая тут же могла проявляться, приводиться в исполнение. Вместе с розгами в ликторский пучок вплеталась также секира, причем в пределах Рима ликторские пучки носились без секиры, а в провинциях - и во время войны, в войсках - только с секирой. Когда консул или диктатор появлялись в сопровождении ликторов с пучками перед собравшимся народом, пучки опускались секирой вниз и в сторону от народа в знак уважения его суверенитета. После победы к дикторскому пучку императора или консула подвязывался еще лавровый (или дубовый) венок или вплеталась лавровая ветвь, что являлось извещением народа о славном событии.
Таким образом, ликторский пучок служил в античные времена символом и атрибутом власти и порядка. В Средние века этот символ был забыт, но после французской революции 1789 года вместе с другими античными атрибутами не только был возрожден, но и приобрел значение главной эмблемы в республиканской и затем в императорской (наполеоновской) Франции. Вместо прежних королевских лилий и меча св. Дени ликторский пучок занял центральное место в гербе Франции и сохранился на нем до Пятой республики, то есть до наших дней. Ныне к нему привешен и лаврово-дубовый венок в знак победы Франции во Второй мировой войне.
После Октябрьской революции в 1917-1922 годах ликторский пучок, как и другие эмблемы и лозунги французской революции XVIII века, был использован некоторыми художниками в Советской России. Ему придавали значение эмблемы революционного порядка. Но введению ликторского пучка в число государственных эмблем СССР как эмблемы военной резко воспротивился В.И. Ленин. Тем не менее, хотя ликторский пучок не был включен в герб РСФСР по Конституции 1918 года, на обложке текста конституции художник Е.Е. Лансере нарисовал герб Советской России с двумя перекрещенными ликторскими пучками. И несмотря на то, что этот рисунок не соответствовал ни прежнему, ни последующим текстам конституции, он постоянно публиковался в большинстве книг по истории СССР без всяких комментариев.
В 1922 году после фашистского переворота в Италии и прихода к власти Муссолини ликторский пучок стал главной эмблемой итальянского фашизма и фашистского государства. В связи с этим употребление этой эмблемы в Советском Союзе наряду со свастикой было запрещено. Однако в целом ряде городов при оформлении празднеств, а также в орнаментальных украшениях и декорировании фасадов архитекторы продолжали самочинно употреблять ликторский пучок, так как он был очень удобен при оформлении колонн, чугунных решеток парков и садов, ворот и т.п.
Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики.




ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D1%81%D1%86%D0%B8%D0%B8

Subscribe

  • Портрет.

  • Живопись

    Верба (серия "Деревья в женских образах") Автор Фомин Николай

  • Живопись

    Вербный торг на Красной площади. Б. Кустодиев, 1917 г.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments