laila50 (laila50) wrote,
laila50
laila50

Categories:

Праздник фазана



В 1454 г. Филипп Добрый и его придворные на «фазаньем пире» в Лилле принесли клятву отвоевать Константинополь у
неверных. В то время население города перевалило за 25 тысяч; это был один из крупнейших центров Бургундских Нидерландов
 В широко известной "Клятве Фазана", которую произнес Бургундский граф Филип Добрый в городе Лиль, в 1454 году. Один за другим гости клялись над птицей, чтобы их слышали и видели все собравшиеся, как друзья, так и законспировавшиеся враги. Тогда по обычаю птицу резали и каждый кушал свою порцию.
Во время "Фазаньего пира" птица, над которой клялись, была все таки живой, и на ней было ожерелье с драгоценными камнями. Таким способом произнесенные клятвы были невозвратимо свяжующими и, по той же причине, роковыми.



Le voeu du faisan, par Paul Lehugeur

Скоро после взятия Константинополя Филипп Добрый герцог Бургундский собрал в Лилле во Фландрии все высшее сословие своего государства и на одном рыцарском празднестве старался возбудить энтузиазм в рыцарях Креста. Среди зрелищ и блистательных рыцарских церемоний вдруг показался слон, которого вел гигант сарацин; на спине у слона была башня, в которой была заключена женщина, облаченная в траурную одежду. Эта женщина, представлявшая собою христианскую церковь, вышла из своего заключения и, обращаясь к герцогу Бургундскому, произнесла длинное стихотворение, заключавшееся в жалобах на бедствия, которыми она была обременена; в особенности жаловалась она на вялость и на недостаток усердия государей и рыцарей в том, чтобы помочь ей. Филипп Добрый, прибавляет Оливье де ля Марш, посмотрел с состраданием на "даму - святую церковь"; потом герольд громко провозгласил, что он клянется прежде всего Богу, Творцу своему, Пресвятой Деве, "дамам и фазану", что он будет сопровождать короля Французского и будет служить ему "так хорошо, как только благодать Божия допустит его", если христианнейшему монарху будет угодно "подвергнуться подвигу защиты веры и сопротивления достойному осуждения предприятию великого турка".


В средневековой Франции было модно произносить клятву у жареного куска мяса, который позднее будет разрезан
Павлин, самая благородная из птиц, для пира готовили так: его кожу осторожно снимали вместе со всеми перьями, а каркас начиняли, жарили, "позолачивали" яичным желтком, и жареную птицу опять зашивали в ее же перья. Хвост поднимали, ноги покрывали золотом, голову, вместе с ее перьями, возвращали на место. По грандиозным случаям этого павлина, держащего в клюве кусок подожженной шерсти, приносили на золотом или серебряном подносе (чаще всего несла молодая девушка из семьи хозяев), и клали на стол перед самым важным гостем. Он должен был поклястся, держа руку над птицей; например, он клялся, что будет первым, кто воткнет свое копье в противника, или первым, который поднимет флаг во имя свой дамы в захваченном городе. Тогда он должен был продемонстрировать, тут же перед собравшимися, свои навыки при разделке птицы, над которой он только что поклялся. Позже от него ожидали, что он на руке будет носить железный браслет, который будет напоминать ему об этой роковой клятве.



Ритуал этот, вне всякого сомнения, весьма древний. Обет приносят во время пира, клянутся птицей, которую подают к столу и затем съедают. У норманнов — это круговая чаша, с принесением обетов во время жертвенной трапезы, праздничного пира и тризны; в одном случае все притрагиваются к кабану, которого сначала доставляют живьем, а затем уже подают к столу. В бургундское время эта форма также присутствует: живой фазан на знаменитом пиршестве в Лилле. Обеты приносят Господу и Деве Марии, дамам и дичи. По-видимому, мы смело можем предположить, что божество здесь вовсе не является первоначальным адресатом обетов: и действительно, зачастую обеты дают только дамам и птице. В налагаемых на себя воздержаниях не слишком много разнообразия. Чаще всего дело касается еды или сна.


Jean Fouquet, Les grandes chroniques de France, vers 1460


Grandes Chroniques de France, XIVe siècle

Филипп Добрый усиленно поддерживал идею рыцарства при своём дворе. В 1430 г. он создал "Орден Золотого руна". Его герцогство не имело постоянной столицы, и двор был то в Брюсселе, то в Брюгге, то в Лилле, и в этих городах часто устраивались рыцарские турниры. В 1454 г. Филипп хотел устроить крестовый поход против Османской империи, однако замысел этот так и не был осуществлён.

de.wikipedia.org/wiki/Fasanenfest
Tags: история, обряды, рыцари
Subscribe

  • Натюрморт.

    Михаил Маркианович Гермашев (Бубело) (1867-1930)

  • Натюрморт.

    Николай Петрович Богданов-Бельский. (1868–1945) В день Пасхи.

  • Натюрморт.

    Т. Афонина. Натюрморт с вербой. 1964

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments