laila50 (laila50) wrote,
laila50
laila50

Category:

Пасха и Песах


Lukisan oleh Szymon Czechowicz, 1758.Воскресение Христово.
Пасха (ивр. פסח‎ песах — «прохождение мимо») в христианстве Воскресение Христово.


Айвазовский Иван Константинович.Переход евреев через Красное море 1891
Песах  центральный иудейский праздник в память об Исходе из Египта.


Когда в 16-м веке папа Григорий повелел провести изменения в старом Юлианском календаре, в связи с тем, что он был недостаточно точным, Православная церковь категорически отказалась переходить на новый календарь. Главной причиной отказа послужило то, что в новом календаре нарушался принцип расчета Пасхи, и получалось, что иногда еврейская и христианская пасхи совпадали. Для Русской православной церкви этот факт оказался абсолютно неприемлемым.


Пасхальный седер.Елена Флерова.

Однако, сжигая мосты с иудаизмом, христианство фактически разрушило свою библейскую основу. Пытаясь отвергнуть законы Ветхого Завета, церковь фактически пошла наперекор принципам Евангелия, и традиции, которую установил сам Иисус. Евангельские повествования очень четко документируют нам то, как Иисус праздновал Пасху.


Картина «Тайная вечеря» работы Якопо Бассано

«В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху» (Матф. 26:17-19).


В христианской традиции происходящее в верхней горнице называется “тайной вечерей”. На протяжении последних шести веков в менталитете многих христиан запечатлевался зрительный образ из картины Леонардо да Винчи, где Иисус и его двенадцать учеников, в одеянии средневековых монахов чинно восседают за столом монастырской трапезной.


Никола Пуссен

На самом же деле Евангелия ни слова не говорят о тайном характере вечери. Напротив, слова евангелиста Матфея: “Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками” (Матф. 26:20) однозначно говорят о том, что в первый день опресночный Иисус совершал с учениками Пасхальный Сэдэр. Греческое существительное деипнон, переводимое на русский язык как «вечеря», фактически и отражает значение еврейского слова сэдэр, накрытый или упорядоченный стол или точнее - «покрывало».


Согласно указаниям, записанным в Мишне, Трактат Песахим, по время Пасхи необходимо было не сидеть за столом, а возлежать, а точнее, скрестив по-восточному ноги опереться правым локтем о левое бедро соседа. Именно таким образом, как описывает евангелист Иоанн “один из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса” (Иоанн. 13:23). Находясь слева от Иисуса, и опираясь о его бедро, сам Иоанн головой своей оказался на уровне груди своего любимого Равви.


Евангельское описание позволяет нам с точностью до мелочей воссоздать картину традиционного Пасхального Сэдэра, на котором каждый год иудеи вспоминали великую милость Всевышнего и Его чудеса и знамения которыми он вывел Свой народ из Египетского рабства. На сэдэре традиционно выпивались четыре чаши вина: Чаша Рабства, Чаша Язв, Чаша Искупления и Чаша Прославления. После выпивания Чаши Язв необходимо было вкусить мацу (пресный хлеб) с горькими травами, о которых говорится в книге Исход 12 гл., после чего по традиции подавался ужин (шульхан орэх). Еще в самом начале сэдэра ведущий откладывал одни лист мацы и прятал его под  салфетку с тремя отделениями с изнанки, для мацы, еврейское название этой салфетки означает "единство".Этот кусок мацы назывался афикоман, что по-гречески означает “десерт”. Вкус афикомана должен был остаться на языке и напоминать о прошедшей вечере. Именно поэтому после шульхан орэха ведущий сэдэра доставал афикоман и перед вкушением третьей чаши, Чаши Искупления разламывал его на мелкие кусочки и раздавал всем участвующим в сэдэре.

Иисус праздновал с учениками еврейский Песах, и именно во время этой части праздника, держа в одной руке кусочек мацы, а в другой - чашу с вином, Он сказал, показывая на мацу: "Это тело моё, за вас ломимое," и показывая на чашу: "Это кровь моя, проливаемая за многих". Так Иисус открыл им истинное значение символов Песаха

Именно эти детали передает евангелист Матфей.


«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Матф. 26:26-28).

Иными словами, Иисус использует элементы устной иудейской традиции, которая выработалась на протяжении многих столетий, когда евреи собирались для того, чтобы вспомнить о Пасхе Господней.


Арамейское слово пасха, аналог еврейского песах происходит от глагола лапасох, что означает “обойти”. Именно это сделал Ангел Губитель, когда не прошел мимо тех домов, где был заклан агнец, кровью которого были помазаны косяки дверей. Этот агнец и называется Пасхой Господней (Исход 12:11). Апостол Павел в Новом Завете также дает очень конкретное определение Пасхи. “Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас” (1Кор. 5:7). Это определение никак не вяжется с современным христианским представлением о Пасхе как о празднике воскресения Христового. Согласно евангельскому учению, Иисус является агнцем Божьим, который принес себя в жертву на Голгофе, подарив тем самым вечную жизнь всем, кто принимает его спасительную кровь. Нечто похожее произошло за 1400 лет до этого. Кровь агнца была знаком для Ангела Губителя не трогать первенцев в тех семьях, которые вняли повелению Всевышнего и закололи агнца. А потому Павел говорит о Пасхе как о символе смерти Иисуса, а не о дне его воскресения.


Естественно, Пасхальный ритуал, описанный в Книге Исход, являлся единственным в своем роде и неповторимым в истории. Единственный раз израильтяне закалали агнца в собственных домах и кропили кровью на косяки дверей. Постановление, записанное в книге Второзаконие 16:5-6 гласит: «Не можешь ты заколать Пасху в котором-нибудь из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе; но только на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его, заколай Пасху вечером при захождении солнца, в то самое время, в которое ты вышел из Египта».


Это постановление касалось исключительно Пасхального ритуала, совершаемого в Храме. Однако в Библии не содержится никаких специфических указаний о том, как еврейские семьи могли совершать Пасху после Исхода в своих домах. Вот почему в народе Израильском выработалась многовековая традиция с использованием четырех чаш, символизирующих четыре части пасхальной аггады (рассказа о Пейсахе) и афикомана, который прятался в начале сэдэра, после чего дети должны были его отыскать.


Как видно из Евангелия, Иисус не использует элементы Пасхального ритуала, записанного в Торе. Он пользуется компонентами традиционного сэдэра, в частности, Иисус берет афикоман и третью чашу, Чашу Искупления, которую пили после преломления афикомана и применяет их к себе. Иными словами на последнем пасхальном сэдэре Иисус показывает своим ученикам, что преломление афикомана символизирует его ломимое тело, а Чаша Искупления указывает на его кровь.


Интересно, что Матфей заканчивает свое повествование о последней вечере словами: “И, воспев, пошли на гору Елеонскую” (Матф. 26:30). В конце сэдэра, когда выпивалась последняя чаша Прославления, пелся традиционный пасхальный халель, состоящий из слов псалмов 110-112, которые начинаются словами “аллилуйя” (восславим Господа). Именно эти слова из Священного Писания пели ученики Иисуса, когда шли с Ним на Масличную гору.


Там в Гефсиманском саду состоялась последняя часть Пасхального Сэдэра, которую никто из евреев не проводил у себя дома. Во время сэдэра на столе в каждом еврейском доме стоит пятая чаша. Это чаша для пророка Илии, который, как известно, не умер и может посетить кого-либо, когда угодно. Согласно последнему пророчеству ТАНАХА Илия придет прямо “перед наступлением дня Господня, великого и страшного” (Мал. 4:5). Именно поэтому в еврейской традиции Чаша Илии так же называется чашей Гнева Божьего.


Слова Иисуса о чаше, сказанные в Гефсиманской молитве, сопровождаемые истечением кровавого пота не были простой метонимией. Молясь словами “если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя”, Иисус имел ввиду свою участь испить чашу Гнева Божьего за весь мир, дабы все и христиане и иудеи, вернувшись к общим корням, к Писаниям Торы и пророков, могли избавится от взаимной ненависти и предрассудков и встретится в Небесном Иерусалиме.


Пасхальная Агада 14 век.Германия.

исочник
www.adventus.info/314-pasha.html

Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%81%D1%85%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F
Tags: интересное, легенда, праздники
Subscribe

  • Портрет.

    «Портрет шута Гонеллы». 1450. Жан Фуке (ок. 1420 — 1481) — французский живописец, первый мастер французского Возрождения,…

  • (no subject)

    «Ни одно слово, летящее в твой адрес, не должно менять твоё мнение о себе!» (Уинстон Черчилль)

  • (no subject)

    Иллюстратор Екатерина Хозацкая.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments