laila50 (laila50) wrote,
laila50
laila50

Category:

Живопись

 Картина Меленский диптих (1450) —  Жана Фуке.
состоит из двух частей, которые объединяет только воображение. В реальности они находятся в разных городах: левая створка — в Берлине, правая — в Антверпене. Специалисты давно догадывались, что это две части одного диптиха, но только современные исследования смогли доказать достоверность этой гипотезы. Было установлено, что обе доски, использованные для написания картин, являются частью одного и того же дерева — дуба, срубленного ок. 1446 года.

Диптих получил название Меленского по городу Мелен, в Нотр-Дам которого он находился

Жан Фуке Этьен Шевалье и святой Стефан, ок. 1450 (левая створка)
 Берлинская картинная галерея, Берлин.
Заказчиком полотна являлся Этьен Шевалье, королевский казначей. Он изображён на левой части диптиха коленопреклоненным в молитве. Рядом стоит его покровитель святой Стефан (по-французски Этьен), легко узнаваемый по Евангелию в руке и по изображению камня, одним из которых он был забит до смерти. Мученик должен передать от имени заказчика прошение деве Марии, изображённой на правом створке диптиха.


Жан Фуке Богоматерь с младенцем. 1450.(правая створка)
 Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Богородица восседает в небесах на троне, который поддерживают ангелы. Её левая грудь обнажена, на коленях сидит младенец Иисус, указывающий пальцем на казначея — это знак того, что его мольбы были услышаны. Диптих висел столетия в родном городе Этьена Шевалье Мелене над его гробницей в соборе Нотр Дам. Диптих должен был оставаться в соборе вечно, как вечно должны были служить мессу за упокой его души каждое утро в 6.00 утра.

«Этьен» высечено золотыми буквами на мраморной колонне. Этьен одет в праздничный, подбитый мехом, наряд, с модными в то время широкими плечами. Он служил сначала секретарем у Карла VII, потом нотариусом и налоговым ревизором. В середине века он отвечал за финансы королевства. При дворе, где, по словам Жоржа Шатильена, никто правды не говорил, Этьен Шевалье считался человеком неподкупным и внушающим доверие. Недаром как метресса короля, так и сам король назначили его своим душеприказчиком.

Могучий покровитель Этьена Шевалье, святой Стефан, изображён в синем одеянии, окаймленном на рукавах и вороте золотом. Евангелие, которое святой держит в руках, принадлежало казначею короля. Он, как и король, коллекционировал богато украшенные манускрипты.

Дева Мария представляет собой загадку. Её высокая грудь вовсе непохожа на грудь кормящей матери. Историк Йохан Хёйзинга видел в ней легкое дуновение декадентской безбожности. По одной из версий дева Мария носит черты Катерины, жены Этьена Шевалье, умершей 1452 г. и погребенной рядом с мужем. Но вероятней всего в виде Богородицы на картине изображена Агнесса Сорель — возлюбленная короля Карла VII, умершая в 1450 г.
File:AgnesSorel3.jpg

 Портрет кисти Жана Фуке.Агнесса Сорель.
 В возрасте 20 лет она впервые появилась при французском дворе, и сорокалетний король влюбился в неё до беспамятства. Об этом свидетельствует придворный хронист Шастилье. А Энеа Сильвио Пикколомини, будущий папа Пий II, писал в своих мемуарах: Во время трапезы, в постели, на королевском совете - она всегда должна была быть вместе с ним.
Агнесса Сорель( 1421 — 1450) возлюбленная французского короля Карла VII, родилась в дворянской семье в деревне Фроманто в Турени,была фрейлиной Изабеллы Лотарингской, герцогини Анжуйской, в 1431 году. Своей красотой очаровала Карла VII, сделавшего её статс-дамой королевы и подарившего ей замок Боте-сюр-Марн, вследствие чего она стала называться Дама Красоты.

История жизни совершенно легендарна.  Имела благотворное влияние на короля и имела от короля  трех дочерей, получивших титул filles de France.
File:KarlVII.jpg

Карл VII Победитель( 1403 — 1461) — король Франции  из династии Валуа.

Ей приписывают введение таких новшеств, как ношение бриллиантов некоронованными особами, изобретение длинного шлейфа, ношение весьма вольных нарядов, открывающих одну грудь; её поведение и открытое признание связи с королем часто вызывало негодование, однако ей многое прощалось благодаря защите короля и её совершенной красоте, о которой даже Папа Римский говорил «У неё самое прекрасное лицо, которое только можно увидеть на этом свете».

Файл:Marie danjou.jpg
Супруга Карла VII Мария Анжуйская (1404-1463) была занята воспитанием четырнадцати детей — набожная и слицом, по словам Шастелье, которое даже англичанам нагнало бы страху.


Когда для реставрации собора Нотр Дам в 1775 году потребовались деньги, диптих, невзирая на завещание заказчика, был разделён на две части, которые были проданы по отдельности. После Французской революции правую створку купил бургомистр Антверпена, и с 1840 года она находится в местном музее.

Левую створку обнаружил в Базеле немецкий поэт Клеменс Брегенс. Он узнал в ней работу Фуке по миниатюрам художника в собрании своего брата. В 1896 году картина оказалась в Берлинском собрании картин

Tags: живопись, интересное, история
Subscribe

  • Живопись

    «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине» — гигантская по размерам картина Генриха Семирадского (1843—1902), завершённая в…

  • Живопись

    Четыре сезона. Художник Ян (III) Ван Клив. Слева направо - против течения времени - представлены четыре олицетворения времен года. Мы видим Зиму…

  • Портрет.

    Девушка с черной маской. Пьетро Антонио Ротари (1707 —1762) — итальянский придворный живописец-портретист, работавший после 1756 года в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments