
«Женщина или ваза?». 1878 год.
Генрих Семирадский (18430-01902) польский и русский художник, один из крупнейших представителей позднего академизма.
жил и работал в Риме.
Сюжет картины «Женщина или ваза?». назидателен: пожилому патрицию предстоит выбор между красавицей-рабыней и китайской вазой.
Богатый римлянин находится в раздумье, он пресыщен всякими наслаждениями.
Изображённый рядом сын патриция с восторгом смотрит на тело невольницы, не разделяя отцовских затруднений с выбором.
Таким образом, картина является аллегорией молодости и старости, здесь на первый план вынесена тема ценностей и приоритетов.
Примечательно, что за спиной патриция художник изобразил кентавра из коллекции римского Капитолийского музея, который сам по себе является аллегорией старости.
По мнению Е. Нестеровой, данная картина показывает, что «Для Семирадского люди и предметы одинаково неодушевлены или, точнее, одушевлены одинаково».
Картина демонстрировалась в России на персональной выставке Семирадского в 1890 году.
В дальнейшем Семирадский перенесёт действие своих античных картин на пленэр, помещая персонажей в пейзажное окружение.
Этот приём стал основой его авторской интерпретации жанра «античной идиллии».
Однако художник жил и формировался в эпоху реализма, поэтому его античные фантазии имели вполне рациональный фундамент.
Так, в картине «Танец среди мечей» совмещены пейзажный образ итальянского Юга и мотивы, вероятно, навеянные балетом «Дон-Кихот»
в постановке М. Петипа, который Семирадский видел в обеих редакциях 1869 и 1871 годов.
Примечательно то, что поза танцовщицы на картине почти в точности повторяет античную фреску помпейской «Виллы мистерий», которая была открыта только после смерти художника.
Вероятно, он мог встречать похожие мотивы в античной вазописи.