laila50 (laila50) wrote,
laila50
laila50

Живопись

Genrich_Ippolitovich_Semiradsky_-_Roma,_1889

«Фрина на празднике Посейдона в Элевсине» — гигантская по размерам картина Генриха Семирадского (1843—1902), завершённая в 1889 году.

Сюжет картины был взят художником из книги «Пир софистов» (или «Пир мудрецов») древнегреческого автора Афинея Навкратийского.

Фрина — известная своей красотой афинская гетера, жившая в IV веке до нашей эры.
В частности, она служила натурщицей для древнегреческого скульптора Праксителя, создавшего по её образу знаменитую скульптуру «Афродита Книдская». По рассказам, уверовав в свою неземную красоту, Фрина решила бросить вызов Афродите — богине красоты и любви, которая, согласно преданию, родилась в море и вышла на берег из волн.
Во время праздника Посейдона, проходившего в Элевсине, перед ритуальной процессией, идущей от храма Посейдона к морю, Фрина сбросила свою одежду и, обнажённая, на глазах у всех спустилась к морю.

p>736px-Genrich_Ippolitovich_Semiradsky_-_Roma,_1882;

Семирадский писал в письме к П.Ф. Исееву

" Готовлю большую картину, сюжет её — Фрина, являющаяся в роли Афродиты во время праздненств Посейдона в Элевзине.
Давно я мечтал о сюжете из жизни греков, дающем возможность вложить как можно больше классической красоты в его представление.
В этом сюжете я нашел громадный материал!
Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени,
— восторг народа-художника, ни в чем не похожий на современный цинизм обожателей кокоток.&Semiradzki_-_Phryne_on_the_Poseidon's_celebration_in_Eleusis_(fragment)quot;

центре картины, практически разделяя её на две равные части, изображена Фрина со своими прислужницами.
Фрина уже сбросила свои одежды — сначала художник изобразил её совершенно обнажённой, но потом решил оставить часть соскальзывающего с неё платья. Одна из прислужниц держит её одежду, другая помогает снять сандалии, а третья держит зонтик, загораживающий её от солнечных лучей.

В правой части картины изображена многолюдная процессия, спускающаяся к морю от виднеющегося на заднем плане храма Посейдона.
Люди, изображённые на переднем плане, остановились и смотрят на обнажённую Фрину.

Менее многочисленная группа людей, окружающих скульптурную колонну, изображена на переднем плане в левой части картины.
Здесь, судя по всему, царит единодушное одобрение и восхищение.
За ними видны морские волны Саронического залива и горы Henryk_siemiradzki,_Phrine_al_festival_di_poseidone_agli_eleusinia,_1889,_dett_02острова Саламин.

В нижнем левом углу изображена девочка, рассматривающая приоткрытый ларец с драгоценностями.
Её поторапливает служанка, спускающаяся к морю и несущая на голове мису и вазу.

Пейзаж, изображённый на картине, считается одним из лучших в творчестве Семирадского.
В процессе работы над картиной он специально ездил в Грецию и посещал Элевсин,где некогда устраивались античные мистерии.

Картина стала главным экспонатом выставки Семирадского в Академии художеств 1890 года; её посетило около 30 000 человек.
Для наибольшей эффектности Семирадский распорядился затемнить выставочный зал, а картина освещалась электрическими лампами Яблочкова.

Прямо с персональной выставки «Фрина» была куплена императором Александром III, причём государь впервые заявил о намерении создать в Петербурге музей русского искусства.
Г. Г. Мясоедов при этом возмущённо писал Стасову: «Разве это русская картина?» — и называл Семирадского «чертополохом».

Специалисты оценивают покупку «Фрины» как элемент имперской пропаганды приоритета государственного над национальным, а равно и внедрения классического образования в России — «педагогического классицизма».
Европейские экспозиции «Фрины» добавили Семирадскому наград: он стал членом Туринской академии и членом-корреспондентом Французской Академии изящных искусств.
Картина является частью собрания Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Размер картины — 390 × 763,5 см

Tags: академизм, живопись
Subscribe

  • Портрет.

    А. Н. Толстой в гостях у художника. Пётр Кончаловский 1941.

  • Натюрморт.

    Филипп Вячеславович Кубарев родился в 1969 году в Москве. Селедка.

  • Портрет.

    Уилфрид де Глен (Великобритания, 1870-1951), "Любимая", ок. 1932

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments