
La Fête des Rois. Jacob Jordaens, v. 1640-45
Двенадцатая ночь или Канун Богоявления завершает Зимний цикл святочных праздников у католиков,
перед 6 января дненем Богоявления , праздником "Трех королей" и Крещеним Господнем.
Пение со звездой на праздник Крещение. Cornelis Troost. 1740
В процессии колядующих появляются три короля-мага, которые несут длинный шест, увенчанный звездой, и поют песни о трех королях,
благословляя хозяев дома.
Антонио Виварини (Антонио да Мурано) (? — 1480) Поклонение царей.
В западной церкви праздник получил название Богоявления (греч. Эпифания, Теофания),
потому что во время Крещения Иисуса Христа произошло особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца.
В этот день Богоявления пекут «королевские галеты» — пироги, часто – из слоёного теста, в которые запекают различные фигурки или боб.
Праздничный пирог разрезают на столько частей, сколько за столом собралось присутствующих.
Добавляют и ещё один кусочек, который называют «кусок бедняка» или «божий кусок».
Много веков назад эту часть пирога отдавали нищим.
Габриель Метсю. Богоявление или "Король пьет! " 1650-1655,
Далее начинается самая интересная часть семейного праздника: младший ребёнок прячется под стол, и когда у него спрашивают: «Чья это часть пирога?», малыш называет имя одного из присутствующих. Тот, кому досталась фигурка или боб, становится на вечер «Королём».
«Король» выпивает бокал вина, а остальные радостно хлопают в ладоши и говорят: «Король пьёт!»
Праздник Епифании ведёт своё начало от римских Сатурналий.
"Королевская галета"
Считают, что день после Дня трех королей прибавился, а ночь отступила.
В этот день в последний раз зажигают елку, так как он завершает цикл рождественских праздников
«Двенадцатая ночь, или Что угодно?» — пьеса, комедия Уильяма Шекспира , названная в честь этого
Праздника Двенадцатой ночи в Рождественский сезон.