laila50 (laila50) wrote,
laila50
laila50

Categories:

Наталия Малаховская. Письмо в редакцию журнала «Остров»

Оригинал взят у philologistв Наталия Малаховская. Письмо в редакцию журнала «Остров»
Наталия Львовна Малаховская - деятельница феминистского движения, писательница, художник, исследовательница русских сказок, автор книг: "Возвращение к Бабе-Яге" (2004), "Апология на краю: прикладная мифология" (2012) и др. В 1979 г. была одной из основательниц совместно с Татьяной Мамоновой и Татьяной Горичевой альманаха «Женщина и Россия», журнала «Мария» (была одной из инициаторов, издателей и литературным редактором этих изданий, переведённых в 1980-1982 годах на многие языки). После высылки из СССР в 1980 г. живет и работает в Австрии.


Кадр из фильма А.Аменабара "Агора" (2009)

В 56 номере журнала «Остров» появилась статья, в которой, в частности, говорится о тех семинарах, которые я проводила в философском кафе в Санкт-Петербурге с 2008 по 2013 годы. В этой статье неправильно интерпретируется моя точка зрения на героинь русских народных сказок, и в этом письме я постараюсь разъяснить мою теорию и расставить все точки над «и». Автор этой статьи на второй странице журнала сообщает о том, что во время этих семинаров я якобы «говорила о безликости Василисы Прекрасной, о посредственности Василисы Премудрой, но выступила с убедительной апологией Бабы-Яги, как истинной феминистки».

Утверждать, что одна из этих молодых героинь была «безликой», а другая – «посредственной», значит, переходить на сторону всех тех, кто затомил сотни и тысячи талантливых женщин, объявив их «безликими», и зверски убил реальное историческое воплощение Богини Мудрости, заметив, что «посредственной» она отнюдь не была. Объясню подробнее.

Кто такая Василиса Прекрасная? В отличие от Премудрой она не относится к божественной семье, о которой сообщается в русских народных сказках. В одноименной сказке сообщается о том, что эта Василиса могла бы стать приёмной дочерью Бабы-Яги, если бы у неё не было материнского благословения («Убирайся же ты, благословенная дочка, благословенные мне не нужны», - говорит ей Баба-Яга, выпроваживая её за порог своего дома и давая тем самым понять, что «неблагословенные» могли бы ей понадобиться, прийтись впору). Путь, который прошла эта несчастная сиротка, превратившаяся в могучую царицу, не закрыт ни для кого из нас: пройти обряд инициации. Правда, Василисе повезло пройти этот обряд у Самой Богини! Почему после этого события у девочки, не примечательной до тех пор ничем, кроме красоты, появились поистине гениальные способности, связанные с изготовлением одежды от «А» до «Я» (прядение, ткачество и шитьё), на это до сих пор исследователи внимания не обращали: на то качество её изделий, которое поразило царя и заставило его влюбиться в необыкновенную мастерицу. Тот, кто называет Василису Прекрасную «безликой», вступает в хор всех тех исторических личностей, которые в отличие от показанного в сказке царя старались не замечать таланты девушек и втаптывали их в грязь. Перечисление таких личностей можно начать с ответа на вопрос о том, почему, как любят говорить, среди женщин не было Моцартов. А потому, как выясняется при внимательном рассмотрении, что папаша Леопольд запретил своей талантливой дочери Анне Марии (Наннерл) продолжать заниматься музыкой, давать концерты, выйти замуж за любимого человека и принудил её к ненавистному для неё браку. Потому, что папаша Мендельсон писал своей талантливой дочери Фанни, что для неё занятия музыкой могут быть только «украшением», а не профессией, как для её брата. Потому, что скульптор Роден позаимствовал свои художественные открытия у Камиллы Клодель, а её брат (поэт!) заточил её на 30 лет в психушку. Перечисление можно продолжать до бесконечности: таких примеров видимо-невидимо, поэтому говорить о безликости Василисы Прекрасной – всё равно, что смазывать личность каждой их этих женщин – и каждой из нас!

Не то с Василисой Премудрой. Как и Марья Моревна, как и Царь Девица или Царевна Лебедь она является членом божественной семьи, являясь наследницей Бабы-Яги: то ли её дочерью, то ли племянницей. Потому-то Кащей и стремился украсть её, утащить в своё царство и в конечном счёте превратить в лягушку. Василиса Премудрая – это Богиня мудрости и красоты/любви в одном лице. Как и у всех юных наследниц Богини, у неё только две ипостаси, в отличие от старой Богини, у которой налицо все три ипостаси, как я не раз писала во всех моих книгах (и в частности в диссертации «Наследие Бабы-Яги», опубликованной в 2006 году) и говорила на своих семинарах. С какой стати могла бы радоваться Баба-Яга, когда её наследниц называют нехорошими словами? Стал бы папа Бах гордиться, если бы почитатели его таланта называли произведения его сыновей «безликими и посредственными»?

Но в истории этой божественной семьи есть один момент, который заставляет нас насторожиться: а именно, проскользнувшее в сказке «Царевна-лягушка» сообщение о том, что «Василиса Премудрая мудрее своего отца родилась». Была такая личность на самом деле, мудростью своею превосходившая не только своего отца, выдающегося александрийского философа 4-го века Феона, но и, как тогда считалось, всех других учёных, а учёных мужского пола она превзошла – не много не мало на 12 веков! Её астрономическое открытие (о том, что земля вращается вокруг солнца не по круговой, а по эллиптической орбите) повторил Кеплер только в 17 веке! О её необыкновенной красоте ходили легенды, так что сочетание красоты и мудрости сказка не сочинила: оно просто-напросто полностью укладывается в ту модель матриархального религиозно-философского устройства мира, который так откровенно описывается в русских сказках. Если набрать в Google её имя – Hypathia – можно увидеть не только её портрет, но и сообщение об этой исследовательнице. А это сообщение заставит всех нас содрогнуться: потому что если в сказке говорится о том, что Василису Премудрую за её мудрость наказал Кащей, превратив красавицу в лягушку, то на самом деле казнь Премудрой взял на себя некий Кирилл, оказавшийся намного страшнее сказочного Кащея. Этот Кирилл, бывший архиепископом в Александрии, проповедовал своей пастве, что женщина не имеет права учить (ссылаясь на послания аапостол Павла). Поэтому Кирилл натравил толпу христиан разорвать эту прекрасную женщину – заживо – на куски. В фильме „Agora“, который можно посмотреть в интернете, этот момент попытались смягчить (в фильме влюблённый в Гипатию раб-христианин сделал так, что она потеряла сознание перед казнью), но исторические источники никакого смягчения не упоминают: разорвали на куски заживо, да ещё и ракушками, чтобы мучение продлить.

Каким образом реальные исторические события проникали в сознание русского народа, описывается в рассказе Тургенева «Живые мощи» (парализованная девушка Лукерья сравнивает свои мучения с подвигом Жанны д’Арк, описывая её миссию в терминах представления о первой ипостаси матриархальной богини (богини, побеждающей в одиночку целые армии, как Марья Моревна). Не исключено, что таким же образом и сообщение о гибели Гипатии проникло в сказкообразующую стихию народного сознания – залог тому – сообщение о том, Василиса Премудрая была невероятной красавицей и «мудрее своего отца родилась».

Говорить о её посредственности – значит играть на руку тому изуверу, который разорвал на клочки её живое воплощение. Сказать ему, этому изуверу, нет – наша задача. Сказать ему НЕТ сейчас. Приближается годовщина – в 2016 году исполнится 1.600 лет со дня зверского убийства Гипатии.

Прислано автором для размещения в живом журнале Николая Подосокорского

Tags: женщины в истории, интересное., история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments