Московский дворик.1878.
Василий Дмитриевич Поленов (1844 — 1927)
После переезда из Санкт-Петербурга в Москву в 1877 году, молодой художник Василий Поленов
снимал квартиру в центре первопрестольной столицы, недалеко от старого Арбата,
близ Храма Спаса Преображения, на углу Трубниковского переулка.
Из окна своей квартиры он и написал этюд к пейзажу «Московский дворик».
Поленов так описывал историю создания картины:
«Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть,
и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».
Бабушкин сад.1878.
В картине «Бабушкин сад» изображен тот же усадебный дом, окружённый садом, что и
в «Московском дворике».
Появились обе эти работы в одном и том же 1878 году.
Московский особняк и сад вокруг него играют в картине важную роль, давая зрителю наглядное представление о центре города того времени.
После опустошительного пожара 1812 года Москва застраивалась дворянскими особняками в стиле классицизма.
Представительность деревянным строениям придавали лепные украшения, штукатурка под каменную кладку, портик с колоннами и фронтоном.
На картине, правда, усадебный дом выглядит уже несколько обветшало, штукатурка с изъянами,
колонны и каменные ступени выщерблены.
Если в «Московском дворике» открытое пространство, залитое солнечным светом, создаёт радостное настроение,то в «Бабушкином саду» замкнутость внутри затенённого сада вызывает
у зрителя иные ассоциации.
Теперь и тень в саду темна,
И трав сильней благоуханье;
Зато какая тишина,
Какое томное молчанье!
Один зарею соловей,
Таясь во мраке, робко свищет,
И под навесами ветвей
Напрасно взор кого-то ищет.
1857.
Афанасий Фет.