laila50 (laila50) wrote,
laila50
laila50

Categories:

Натюрморт.

File:Frans Snyders (1579–1657), Still Life with Fruit, Dead Game, Vegetables, a Live Monkey, Squirrel and Cat. Oil on canvas.jpg
Натюрморт с фруктами, дичью, овощами, живой обезьяной, белкой и кошкой.
Frans Snyders (1579–1657)
.
В середине XVII века особое распространение получили натюрморты с изображениями дичи и домашних или дрессированных животных и птиц.
Их наличие в натюрморте опровергает его значение как «мертвой природы».
Скорее сюда подходит Нидерландское его название — «stilleven» («тихая, недвижная жизнь»).




Из животных , белка, например, символизировала упорный труд, без которого невозможны земные блага.Но иногда, она же могла представлять и легкомыслие.
Заяц — «ознаменование слуха, чуткости, изобилия, робости, пужливости, страха».

Обезьяна же воспринималось как животное, передразнивающее людские поступки и символизирующее различные пороки, грешника и даже самого дьявола.
Она же, привязанная или прикованная — пристрастие к порокам и мирским делам. Если же обезъяна смотрелась в зеркало — это воспринималось как изображение суетности. Нередко в натюрмортный мир заходит кошка.
За положительные качества этого животного — ловкость и стремление к свободе — его часто посвящали Богоматери (особенно с полоской в виде креста на спинке).
Но обычно этот зверек ассоциировался с темными силами, магией.
Уже в Средние века кошка символизировала дьявола, а мышь — душу, постоянно подвергащуюся опасностям.
File:Adriaen van Utrecht 001.jpg
Pronkstilleven, 1644
Adriaen van Utrecht (1599-1652)

В Новое время кошка, особенно подцепившая когтями большой кусок мяса, устойчиво напоминала о плотских наслаждениях.
Потому так характерны (особенно для Снейдерса и его школы) изображения кошек, обезумевших при виде стола, заваленного рыбой и дичью.
Собака же, наоборот, как антипод кошки — верный страж, который старается отогнать вороватого зверька от обильного стола.
Раки или омары — превратность мира, но и мудрости, благоразумия, медленности.
Часто встречается изображение попугая.
Вопреки распространенному мнению, в Средневековье эта птица уподоблялась праведникам и символизировала красноречие, благодарность, или представляла верующего.
Juan van der Hamen y (Gómez de) León (1596-1631) — Still Life with Flowers and a Dog, c. 1625-30: Museo Nacional del Prado, Madrid. Spain (612×1400)

Натюрморт с цветами и собакой 1625.
Juan van der Hamen y (Gómez de) León (1596-1631) 

Многочисленные золотые и серебрянные вещи (вазы, кубки, декоративные изделия), как и символы власти (королевские венцы, скипетры), бесспорно принадлежат в натюрмортах кругу смерти.
Искреннее любование изысканными редкостями прекрасно сочетается у художника с морализаторством.
Иногда, особенно в поздних натюрмортах, попадает в поле зрения живописца и мелкая скульптура.
Это, несомненно, поле мифологических персонажей.
Согнувшийся под тяжестью часов сатир — время, побеждающее дьявольское, плотское начало в человеке; разувающийся Меркурий — успокоение от суетных земных забот и т. д.


Tags: живопись, натюрморт, символы
Subscribe

  • Портрет.

    А. Н. Толстой в гостях у художника. Пётр Кончаловский 1941.

  • Натюрморт.

    Филипп Вячеславович Кубарев родился в 1969 году в Москве. Селедка.

  • Портрет.

    Уилфрид де Глен (Великобритания, 1870-1951), "Любимая", ок. 1932

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments