laila50 (laila50) wrote,
laila50
laila50

Во всех мифологиях важную роль играют зооморфные персо-нажи. Во многих случаях божество (или даже верховный бог) высту-пает в обличье животного. И это обстоятельство явно может быть от-несено к универсальным чертам мифологических систем. Как свиде-тельствует материал из различных мифологий, животные занимают видное место в космологических описаниях. Более того, складывается впечатление, что зооморфные персонажи являются непременным компонентом парадигмы космогенеза.
Интересно выяснить, в силу каких своих природных свойств то или иное животное оказывается встроенным в панораму космого-нических событий. И Змей здесь, бесспорно, – главнейший из зоо-морфных персонажей-носителей космогонической схемы. Притом та-кая картина наблюдается по всему миру. Это древнейший и сложней-ший образ. В китайской мифологии, например, Дракон (эквивалент Змея), является родовым тотемом, связанным с культурой и концеп-цией Дао, которая, как известно, пронизывает всю китайскую фило-софию и религию на разных этапах их истории.
Китайский дракон

 

Китайский дракон

Всеми силами небесный Дракон покровительствует Китаю. Его когти и слюна обладают целебными свойствами, и он даже может становиться невидимым. Весной Дракон возносится на небо, осенью погружается в пучину океана, но каким-то образом умудряется все это время поддерживать чертоги божественных дворцов. В Китае императорский трон величают Троном Дракона, а лицо императора — ликом Дракона. Самое популярное в Китае мужское имя — Дракон. А когда идет дождь, китайцы говорят: «Земля соединяется с Драконом»...

 

 Великая стена напоминает огромного Дракона.

 драконы Китая.

Итак, можно говорить о следующих общих понятийных «уз-лах», понятийных комплексах, прослеживающихся в мифах о Змее.
Змей олицетворяет весь Мир. В мифологии индейцев Цен-тральной Америки Змей Кецалькоатль («Змея, покрытая зелёными перьями»), бог-творец, создатель человека и культуры, является сим-волом Вселенной.
Шеша - в индуистской мифологии гигантский Змей с тысячью голов, одно из воплощений бога Вишну. Он поддерживает землю, плавающую в океане. На нем же отдыхает Вишну перед очередным творением мира. После истечения времени, отведенного для существования мира, Шеша погружается на его голове, уходит под воду. Всякая жизнь на ней прекращается до нового творения.


Змей Шеша и отдыхающий на нем бог Вишну




















Змей Шеша, а также древнеегипетская Змея Мехента, окружающая Змею. В мифоло-гии народа фон (Западная Африка) Змея-Радуга Айдо-Хведо – деми-ург и предок клана. Значение имени Айдо-Хведо – «Ты была создана раньше, чем были созданы земля и небо», или: «Ты находишься одно-временно и в земле и на небе». Змей нередко олицетворяет главного небесного бога-творца, например, змей  Кецалькоатль,Бог ацтеков.

Кецалькоатль — «Пернатый змей», божество Древней АмерикиКецалькоатль —
«КПернатый змей», божество Древней Америки


Добрые драконы Американского континента Змей Кецалькоатль
.
Как развитие концепции космизма воспринимается связь Змея с царской властью, символом которой он выступает во многих мифологи-ях. Это представление особенно характерно для древнеегипетской куль-турной традиции: в Древнем Египте изображение змеи прикреплялось ко лбу фараона как знак его царствования на земле и на небе.
Змей символизирует Истоки Мира, Начало Начал.

 



























 

Золотая маска  Фараона.

Змей является символом вечности и цикличности Мира. Наи-более известный символ – древнеегипетский уроборос, представлен-ный змеёй, кусающей свой хвост. В мифологии бамбара есть концеп-ция «линьки Мира», т. е. цикличности Мира, выражаемая через идею линьки змей.


Лукас Йенский Уроборос из книги "Философский камень"

Распространённым является представление о двух космиче-ских Змеях, что соотносится с концепцией дуальности, как основопо-лагающего принципа Мироздания. В мифологии западноафриканско-го народа фон Айдо-Хведо нередко представляется в виде двух Змей-близнецов: одна находится в небе, другая – в море. В мифах индейцев Центральной Америки Змей Кецалькоатль выступает в паре с другим Змеем – Тескатлипокой. Мифы индейцев Бразилии упоминают о двух Змеях-близнецах. Та же концепция двух Змей – в символике кадуцея Гермеса: одна из змей представляет инволюцию Мира, другая – его эволюцию. Можно упомянуть и двух Змей Геракла, которых он уби-вает в младенческом возрасте.

В высшей степени сложный и универсальный символ
.


Кадуций из книги: Израэль Регардье.Древо Жизни.

Кадуцей-посох вестника,жезл Меркурия.

Читать здесь.
http://www.iaas.msu.ru/res/lomo04/ecol/zubko.pdf
http://www.iaas.msu.ru/res/lomo04/ecol/zubko.pdf
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments