
Рубенс. «Пир в доме Симона Фарисея», ок. 1618.
Магдалина омывает ноги Иисусу миром, вытирая их своими роскошными волосами. Поэтому у неё обычно нарисованы красивые длинные волосы.
Образ кающегося грешника в христианском искусстве, начиная со средних веков и особенно с эпохи Контрреформации, как результат культивирования Церковью поклонения таинствам, особенно таинству покаяния .
Хотя женщина, которая помазала ноги Христа и от которой происходит образ кающейся грешницы, была анонимной, Иоанн отождествляет её с Марией, сестрой Марфы и Лазаря из Вифании, но существует традиция, отождествляющая её с женщиной, именуемой Марией Магдалиной, из которой Христос изгнал семь злых духов и которая присутствовала при распятии Христа.

Jan van Scorel (1495–1552) Магдалина.
Восточная Церковь считает их тремя разными личностями, как и новейшая теория, но, западная Церковь и, соответственно, западное искусство трактуют их как одно лицо. Неизменным атрибутом Магдалины является её сосуд или ваза с притираниями, которую она держит в руке или которая стоит у её ног; с нею она была у Христа, чтобы помазать его ноги.
Кающаяся Магдалина.1894.Помпео Батони
Её волосы распущены — длинные и вьющиеся, иногда закрывающие все её тело. В этом она похожа на Марию Египетскую — ещё один тип кающейся грешницы и преобразившейся куртизанки. Её надписи включают:
«Ne desperetis vos qui peccare soletis, exempioque meovos reparate Deo» лат. — «Не отчаивайтесь, вы, впавшие во грех; вернитесь на путь истинный по моему примеру и через Бога»
Пьер Франческо Сакки (1485-1528)
Христос на кресте,и его оплакивают три Марии и Иоанн Богослов.
История её паломничества в Прованс, где она, как говорят, прожила много лет как отшельница, возникла во Франции в XI веке и рассказана в «Золотой легенде».
История её паломничества в Прованс, где она, как говорят, прожила много лет как отшельница, возникла во Франции в XI веке и рассказана в «Золотой легенде».
Она основана на легендах о другой раскаявшейся грешнице — МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ, которая была известна во Франции намного раньше.
Annibale Carracci (1560–1609) Кающаяся Магдалина.
Иногда её отождествляют с сестрой Марфы и Лазаря.
Стала великим примером раскаявшейся грешницы, избавившейся от греха через веру в Христа.
Она была одной из женщин, сопровождавших Иисуса в его последнем пути на Голгофу и оплакивающих распятого Иисуса у подножия креста.

Тициан. 1512. "Непркасайся ко мне"
Сцена явления Христа Магдалине после его воскресения. Она сначала не узнает его, принимая за садовника, потом пытается прикоснуться к нему, но Иисус отстраняется от неё.
Вместе с другой Марией, матерью Св. Иакова Младшего, она была свидетельницей похорон Христа.
На третий день после распятия две Марии пришли к гробу Господню с миром для помазания и обнаружили, что камень, закрывающий могилу, отвален в сторону, и что тела Христа в ней нет.

Явление Христа Марии Магдалине после воскресения . 1835.А.А.Иванов
Именно Мария Магдалина первой принесла весть ученикам Христа о Его Воскресении. Позднее, когда она рыдала над пустой могилой, пред ней появился Иисус и утешил ее.
Согласно описанию, которое отождествляет Марию Магдалину с Марией, сестрой Марфы и Лазаря, она со своими братом и сестрой, а также с другими христианами вышла на лодке в открытое море.
Эти жертвы гонения были спасены благоприятным ветром, который вынес их в гавань на территории Франции, где сейчас расположен Марсель.
Там Мария обратила в христианство многих людей и, в конце концов, удалилась в пустошь близ этого города, где оставалась в уединении тридцать лет. Она ничего не ела и не пила, но легенда повествует о том, что ангелы, дабы поддержать её силы, приносили ей небесную пищу.
Эти жертвы гонения были спасены благоприятным ветром, который вынес их в гавань на территории Франции, где сейчас расположен Марсель.
Там Мария обратила в христианство многих людей и, в конце концов, удалилась в пустошь близ этого города, где оставалась в уединении тридцать лет. Она ничего не ела и не пила, но легенда повествует о том, что ангелы, дабы поддержать её силы, приносили ей небесную пищу.
Паоло Веронезе (1528-1588) The Conversion of Mary Magdalene.
Мария Магдалина — один из любимых персонажей живописи эпохи Возрождения. В этот период создавалось много её образов. Одни из них носят религиозный характер, в других раскрываются сцены из Евангелия и из её ставшего легендой жития.
Мария Магдалина — один из любимых персонажей живописи эпохи Возрождения. В этот период создавалось много её образов. Одни из них носят религиозный характер, в других раскрываются сцены из Евангелия и из её ставшего легендой жития.
Мария Магдалина, вернее, её культ, возник «из разверзавшейся пропасти между двумя диаметрально противоположными символами.
Хотя история Магдалины восходит к Евангелию, внезапно необходимость в её присутствии обостряется. Магдалина начинает новую жизнь.


Ambrosius Benson.Мария Магдалина.
Однако кому была нужна эта новая Мария Магдалина? Женщинам, для которых дорога на небеса была тернистой и едва ли не бесконечной.
Однако кому была нужна эта новая Мария Магдалина? Женщинам, для которых дорога на небеса была тернистой и едва ли не бесконечной.
Женщина-грешница указывала путь к возможному спасению.
Она давала небольшую, но реальную надежду, связанную с исповедью, покаянием и епитимьей; надежду, открывавшую средний путь между вечной жизнью и вечным проклятием».

Гвидо Рени (1575-1642) Кающаяся Магдалина
Таким образом, в следующие пятьсот лет в церковной культуре доминировали три женских образа: женщина-искусительница, женщина-прощенная грешница и женщина-царица Небесная. Магдалина заняла психологическую нишу, необходимую обычным прихожанкам, которые не имели смелости сравнивать себя с Богоматерью и желания — с искусительницей; и находили ближайшую аналогию своей земной жизни именно в раскаявшейся Магдалине.


Гвидо Рени (1575-1642) Кающаяся Магдалина
Таким образом, в следующие пятьсот лет в церковной культуре доминировали три женских образа: женщина-искусительница, женщина-прощенная грешница и женщина-царица Небесная. Магдалина заняла психологическую нишу, необходимую обычным прихожанкам, которые не имели смелости сравнивать себя с Богоматерью и желания — с искусительницей; и находили ближайшую аналогию своей земной жизни именно в раскаявшейся Магдалине.

Кающаяся Магдалина.Josе de Ribera (1591–1652)
С Марией Магдалиной связывают появление традиции пасхальных яиц: по легенде, когда Мария пришла к императору Тиберию и объявила о Воскресении Христа, то император сказал, что это так же невозможно, как то, чтобы куриное яйцо было красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета.