laila50 (laila50) wrote,
laila50
laila50

Category:

Живопись.


Женщина на балконе.
Карл Густав Карус ( 1789 —  1869) — немецкий врач (гинеколог, анатом, патолог, психолог), художник и учёный, крупный теоретик романтизма в искусстве
Карус не был художником по образованию и пришел к живописи от своих, уже сложившихся, научных и философских воззрений.
Известный дрезденский ученый-естествоиспытатель, мыслитель и врач, он, как и многие выдающиеся люди того времени, обладал духовным универсализмом, позволявшим обращаться к разным видам деятельности - науке, искусству, литературе - и в каждом сказать свое слово.


Памяти Гете.1832.
Великим примером такого универсализма в ту пору был Гете, сочетавший в себе поэта, художника и ученого.
Но и сам Гете в одном из писем писал Карусу:
"Право, вы соединяте в своей деятельности столько свойств личности, способностей, навыков, глубокая живая связь которых вызывает
удивление".
Их дружба и научное общение, начавшиеся в то время, когда Карус был еще молодым профессором-акушером в Дрездене, продолжались до самой смерти Гете
Музыка.1826.
Карус не учился живописи, он был самоучкой.
Первые его работы непосредственно связаны с его научными занятиями - это анатомические и ботанические штудии.
И лишь постепенно появляется интерес к пейзажу.
Наверное, его картины и нельзя называть пейзажами в том традиционном смысле слова, в каком этот жанр сформировался и существовал до него в европейском искусстве.
Это не изображение местности - реальной или идеальной, - а, выражаясь языком романтизма, философское, духовное созерцание в формах видимой природы.
Карус нашел для этого нового рода искусства обозначение - он предлагал называть его не пейзажем, а "изображением жизни земли".


Вид Дрездена с террасы Брюля.1830.
Романтическое мировоззрение поставило лицом к лицу природу и человека, видя и в том, и в другом проявление единого и бесконечного духовного начала.


Балкон  с видом на Неаполитанский залив.
В представлении романтиков дух, живущий бессознательно-творческой жизнью в природе, порождающий все многообразие ее форм, проявляется в человеке как сознание, многообразие чувств, мыслей, деятельности.
Человек ощущает в природе родственное себе существо, познает и выражает ее - как в науке, так и в искусстве; духовная сущность человека стремится к слиянию с духовной сущностью мира. Поэтому недаром естествоиспытатель и художник в ту эпоху стали так близки друг другу, а самым плодотворным направлением романтического искусства в Германии стал именно пейзаж.


Вечерний пейзаж, долина реки и монастырь.
То, что наделенная духом природа, подобно человеку, может иметь свое "выражение", созвучное человеческим чувствам, - убеждение, выраженное Карусом в его теоретически-философском труде "Девять писем о пейзажной живописи".
Такие выражения - печали, покоя, обновления и т.д.- придают картине природы время дня, время года.
Восприимчивость романтического художника, убежденного во внутреннем родстве природы и человека, видит и в определенном сочетании природных мотивов не случайность, а символы духовного состояния.


Память о Сорренто.1828.


Окно на Ойбин при лунном свете. 1828.


Дуб на берегу моря.1934.
Tags: живопись
Subscribe

  • Натюрморт.

    Якупова Рушан. (1929 г. р.) Мозаика августа

  • Натюрморт.

    Золотой Август. Алик Мамазияев художник, живописец-реалист родился в 1985 году в городе Кызыл-Кия в Кыргызстане.​ В данное время художник живет…

  • Натюрморт.

    Натюрморт в нише с лимоном, венецианским бокалом, каштанами, орехами и стеклянным кувшином. Jacob van Walscapelle (1644-1727) Натюрморт стал…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments