laila50 (laila50) wrote,
laila50
laila50

Category:

Хлеб.

17th century painting of a boy with a basket of bread by BASCHENIS about 1665.
Мальчик с корзиной хлеба.BASCHENIS about 1665.
Хлеб — один из старейших приготавливаемых продуктов, появившийся ещё в неолите.
Первый хлеб представлял собой подобие запечённой кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой.

"Lunch with fried eggs" by Georg Flegel (1566–1638) via Wikimedia Commons.
Обед с яичницей.Georg Flegel (1566–1638)
Потомки такого раннего хлеба изготавливаются в настоящее время из различной крупы по всему миру, например, мексиканская тортилья, индийский чапати, китайский баобин,шотландская овсяная лепёшка, североамериканская кукурузная лепёшка и эфиопская инжера.
Такой хлеб в виде лепёшки стал основой пищи многих древних цивилизаций: шумеры ели ячменные лепёшки, а в XII веке до н. э. египтяне могли купить в палатках на улицах деревень лепёшки, которые назывались та.
В захоронении тохаров (Лоуланьская красавица 1800 до н. э.) была найдена сумка с зерном и решето, что, несомненно, свидетельствует об использовании хлеба.
Шумакова Елена
Шумакова Елена
Под именем «хлеб» известны разного вида пищевые продукты, приготовленные из зерновой муки некоторых злаков и служащие важнейшей составной частью народного продовольствия
Латинские названия, означавшие «хлеб», — panis или в более старой форме pane — означали первоначально «выпечка»:
например, у Катона Старшего это слово употребляется в этом значении, в первую очередь, для описания жертвенного пирога — libum,
а также для пирога из полбяной муки farreus panis, приготавливавшегося для конфарреации,
торжественной церемонии вступления в брак.
Luis Egidio Melendez
Luis Egidio Melendez
Позднее, когда хлеб стал общеупотребительным, в ритуальных обрядах по-прежнему использовался не хлеб, а каша. Также и пища весталок состояла из подсоленной каши из эммера грубого помола.
Для ритуалов жертвоприношения готовился пирог libum с сыром и яйцами в виде лепёшки. Такой пирог подносили богам в день рождения, а также духу-хранителю — гению.

Albert Samuel Anker (Swiss, 1831-1910) - Still life with bread and coffee.
Albert Samuel Anker ( 1831-1910) Натюрморт с хлебом и кофе.
Считается, что хлеб из дрожжевого теста впервые появился в Египте в связи с местными благоприятными условиями для роста пшеницы,
а для приготовления такого хлеба потребовалось вывести сорт пшеницы, обладающий двумя новыми свойствами.
Первое улучшение, сделанное в раннединастический период в Египте, состояло в том, что была найдена и выращена пшеница, которую можно было молотить без предварительной сушки на огне. Находка сорта пшеницы, содержащего достаточно много клейковины (белка́), стало вторым открытием, которое помогло появлению дрожжевого хлеба.
Luis Meléndez Natura morta con pane e fichi, 1760
Luis Meléndez. 1760.
Для первых видов хлеба было много способов заквашивания теста. Можно было использовать в качестве дрожжей бактерии, имеющиеся в воздухе. Для это нужно было только оставить тесто на открытом воздухе на какое-то время перед выпечкой.
Эта технология до сих пор используется при изготовлении хлебной закваски.
Плиний Старший писал, что галлы и иберийцы использовали снятую с пива пену, чтобы делать «более легкий (то есть менее плотный) хлеб, чем делали другие народы».
Sebastian Stosskopf - Still Life with Fruits, Cheese and Bread
В тех частях древнего мира, где вместо пива пили вино, в качестве закваски использовали смесь из виноградного сока и муки, которой позволяли забродить, или пшеничные отруби, пропитанные вином. Однако, наиболее распространенным методом было оставить кусок теста при приготовлении хлеба и использовать его на следующий день в качестве источника брожения.

Юрий Панцирев . "Нянькины пироги"
В средневековой Европе хлеб служил не только основой пищи, но и был частью сервировки стола.
При стандартной сервировке на стол клались куски чёрствого хлеба размером примерно 15 см на 10 см, которые служили тарелками, и могли к тому же впитывать влагу.
После еды эти куски хлеба, выполнявшие роль тарелок, съедали, отдавали бедноте или кормили ими собак. Лишь в XV веке такие посудины для еды стали делать из дерева и перестали использовать хлебные «тарелки».


Ян Стен Лейденский булочник  со своей женой  1658 г.

Нарезанный хлеб стал популярен в магазинах многих стран.Отто Фредерик Роведдер считается изобретателем хлеба в нарезке.
В 1912 Роведдер начал работать над машиной, которая бы умела нарезать хлеб, но пекарни очень неохотно использовали такие машины, поскольку считали, что хлеб в нарезке быстрее зачерствеет.
Лишь после 1928, когда Роведдер изобрёл машину, которая нарезала и сразу заворачивала хлеб в упаковку, хлеб в нарезке стал популярным. Пекарня в Чилликоти, Миссури была первой, использовавшей эту машину для изготовления хлеба в нарезке.

Борис Кустодиев Булочник 1920 г.
Приятные хлопоты Жданов Владимир Юрьевич
Приятные хлопоты.В. Жданов.
Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда.
Священный хлеб обычно приготовляется в небольшой круглой форме, либо ломают и делят большой каравай. Часто на нем изображают крест (например, в митраистских, шумеросемитских и христианских обрядах). Ритуальные лепешки, помеченные крестом, символизируют округлость луны и её четыре фазы.
Вино — это божественный экстаз, а хлеб — очевидное проявление того, что дух умирает и восстает вновь.
Натюрморт Каравай
Принятие хлеба — тела божества (зерна, урожая); мистическая еда, призванная связать участника трапезы с силой божества. В период ежегодной смерти богов вегетации (например, вавилонско-ассирийский Таммуз, фригийский Аттис) нельзя было держать у себя зерно, чтобы не повредить ненароком божественного тела.
«Святой хлеб» — основа божественного дара, в странах, где сельское хозяйство основа благосостояния.
Хлеб и вино — отличительная черта погребальных празднеств и церемоний, происходивших на кладбище.
Вечеря в Эммаусе. 1525
Тайная Вечеря, 1525 год. Якобо Понтормо
Христос-"Примите, едите –это тело мое"
В христианстве хлеб играет центральную роль в таинстве Святого Причастия, пресуществляясь во время Евхаристии в Тело Христово.

Alex Levin . Приготовление маццы.
В иудаизме пресный (то есть изготовленный без дрожжей) хлеб употребляется на Пасху, праздник исхода из Египта.
Согласно христианскому богословию, оба обычая тесно связаны между собой, так как именно во время празднования еврейской пасхи,
на Тайной Вечере, Христос преломил хлеб, положив тем самым начало таинству Евхаристии.
В молитве «Отче наш» есть слова: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь».
Мордвинцева Галина.Узбекский хлеб.
У народов Средней Азии хлеб и хлебопродукты высоко ценятся.
Если гость торопится и не может пообедать с хозяевами то ему дают отведать хлеба.
На Древнем Востоке хлеб не резали, а ломали, и «преломление хлеба» в переносном смысле обозначало «есть вместе», «принимать пищу». Эту пищу вскоре стали понимать и в духовном смысле как сакральное действие, и двенадцать образцовых хлебов в храме Ветхого завета являются символами духовной пищи.
Считается кощунством бросать хлеб на мусор или на землю. Также считается недопустимым лгать если на дастархане лежит хлеб.

Job Adriaensz Berckheyde The Baker 1681 г.
«Путь от пшеничного зерна, брошенного в темную борозду пашни, от нежно зеленеющего поля, от золотых волн колосящегося моря через работу жнеца, молотильщика, процесс помола, просеивания, приготовления теста, прохождение через жар печи и затем, наконец, общая раздача за семейным столом — каждая стадия становления этой пищи полна символики и свидетельствует, применительно к человеку, о пути человеческой культуры».

Н. Туруновская. "Вологодская свадьба". 1984 г.
Славянский обряд гостеприимства: встречать и приветствовать хлебом с солью.
Хлеб и соль у славян,наиболее сакральный вид пищи, символ достатка, изобилия и материального благополучия.

Осмысляется как дар Божий и одновременно как самостоятельное живое существо или даже образ самого божества.
Требует к себе особо почтительного и почти религиозного отношения.
В быту и в обрядах часто объединяется с солью.
Xлеб символизирует отношения взаимного обмена между людьми и Богом, между живыми и предками.
У восточных и западных славян было принято, чтобы буханка хлеба постоянно лежала на столе в красном углу. Xлеб на столе символизировал богатство дома, постоянную готовность к приему гостя, а также был знаком божественного покровительства и оберегом от враждебных сил.
Tags: живопись
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Хэллоуин.

    Хэллоуин (Норман Роквелл, 23 октября 1920 г.)

  • "Тост"

    "The Toast" by Paul Schaan

  • +18.

    Луис Рикардо Фалеро герцог Лабрансано. 1851 - 1896 гг. Испанский художник, известный своими картинами с обнажённой натурой, выполненными в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments