laila50 (laila50) wrote,
laila50
laila50

Categories:

Благая весть.

File:Leonardo da Vinci - Annunciazione - Google Art Project.jpg
«Благовещение Пресвятой Богородицы» Леонардо да Винчи. 1472—1475.
Благовещение,этот лиричный и праздничный сюжет издавна популярен в религиозной живописи.
Он легко узнаваем по позам действующих лиц и атрибутам.

Master Georgius (fl. circa 1495-1520)  Title The Annunciation. Date 1517 Medium tempera and gold on wood Dimensions 145 × 104 cm (57.1 × 40.9 in) Current location  Czartoryski Museum   Krakow
Master Georgius ( 1495-1520) Благая весть.
Благовещение  — евангельское событие и посвящённый ему христианский праздник;
возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа
Первые изображения появились уже во II веке в римских катакомбах.
Они сформировались окончательно в эпоху средневековья, найдя наиболее завершённое воплощение в работах XV века.

Fra' FILIPPO LIPPI (1406-1469) -    Annunciation.
Fra' FILIPPO LIPPI (1406-1469) - Annunciation.
Иконописные каноны развились из раннехристианских и остаются в византийской и русской иконописи в принципе неизменными
Символы.
-Лилия — символ непорочности Девы Марии и чистоты духовных помыслов и благочестия вообще. Изображается в руке Марии, Гавриила или просто в интерьере, в вазе. 7 цветов лилии — семь радостей Марии.
-Прялка, веретено (с красной пряжей) — символ того, что Мария избирается одеть Святыню Божества багряницей своей плоти,
образ плоти Христовой. В руке Марии, служанки (ср. Мойры) или просто в интерьере.
Со временем уступает свою популярность изображению книги.
-Книга пророка Исайи, которую читает Мария (иногда видны слова: «Се Дева во чреве примет» (Ис. 7:14)).
Как правило, она лежит на аналое.
-Райская ветвь в руке архангела Гавриила; оливковая ветвь как символ примирения Бога и творения. Иногда вместо неё трезубец, посох или же жезл вестника. Изображение может сопровождаться свитком со словами приветствия.
-Луч света, в котором спускается Святой Дух.
-Колодец — символ чистоты Марии, fons hortorum (садовый источник). Изображается редко.
Эволюционировал в вазу, в которой стоит лилия.
-Кувшин, с которым Мария вернулась от колодца (изображается редко).
-Ласточка — символ весны и восхода солнца, надежды и возрождения (изображается редко).
The Angel of the Annunciation - Lorenzo Lotto
Lorenzo Lotto.Архангел Гавриил.
Изображение Гавриила.
Крылатый Гавриил изображается коленопреклонённым перед сидящей Девой
(вариант — архангел парит над землёй, нетвёрдо касаясь её ногой).
Как правило, одна рука его поднята в приветствии, а другая — в благословляющем жесте.
Поза ангела восходит к изображениям вестника в античном искусстве.
На древнейшем изображении Благовещения, фреске в римских катакомбах, архангел Гавриил изображён в виде римского официального вестника и оратора. Крылья у ангела появляются лишь с V—VI веков.
Гавриил, стоя перед Марией, правой рукой благословляет её, а в левой руке держит расцветшую лилию.
Giovanni Bellini - Angel of the annunciation and virgin annunciate
Джованни Беллини (1430 — 1516) Благовещение.

Изображение Марии.
Мария может быть стоящей, сидящей или коленопреклонённой, сложив руки на груди в жесте сердечной молитвы или делая какой-либо жест удивления.
Например, руки могут выражать сомнение (кисть одной руки прижата к груди, а другая открыта в сторону Гавриила).
Обычно Мария написана в правой части картины — это становится стандартом с VI—VII веков.
Рядом с Марией могут быть написаны её слова согласия (Ecce ancilla Domini).
Иногда они написаны вверх ногами, чтобы их было удобнее видеть Богу-Отцу.
В православной иконографии Мария традиционно изображается стоящей в храме, немного наклонив голову.
В правой руке Мария держит клубок шелку, простирая левую к ангелу.
Filippo Lippi
Fra' FILIPPO LIPPI (1406-1469) - Annunciation.
Между обеими фигурами может стоять какой-то ярко выраженный разделительный элемент, например, колонна
или ваза с высоким побегом лилии
(в таком случае она становится центральной точкой картины как символ девственности).

В некоторых древних манускриптах фигуры располагались напротив друг друга по обе стороны текста.
Практически полное отзеркаливание архангелом позы Девы и придание ему как можно более женственных черт
— результат стремления ликвидировать
какой-либо сексуальный аспект диалога «мужчина-женщина» и придать сцене максимально спиритуальное наполнение.

File:Bayerischer Meister 001.jpg
Картина Баварского мастера, около 1500 года. Бог-Отец изображён в медальоне в верхнем левом углу, от него сходит Св. Дух в виде голубя.
Сад Мадонны надёжно ограждён крепостной стеной. Цветочный горшок с лилией разделяет Деву и архангела.
Изображение Святого Духа и Бога-Отца.
Обычно присутствует также Святой Дух в образе голубя и луча света, в котором птица спускается.
Голубь может быть в золотом вращающемся диске.
На иконах в месте соприкосновения луча с телом Богоматери может быть изображена фигурка младенца в мандорле,
символизирующая Воплощение.
File:Paolo de Matteis - The Annunciation.jpg
«Благовещение Пресвятой Богородицы»  Paolo de Matteis, 1712.
В  произведениях встречаются также изображения Бога-Отца, иногда в виде десницы в облаках или лица, глядящего с небес.
Встречались и изображения Святого Духа в виде младенца (Младенца Христа), слетающего к Деве Марии и несущего крест,
с голубем или без него.
Но позже эта иконография была признана еретической, так как Мария должна была зачать младенца, а не получить его с небес.
В архитектурное окружение могут быть вписаны медальоны с изображением пророка Исаии.
Место действия.
Канонические и апокрифические тексты разделили место действия на два эпизода: протоблаговещение, происходившее у колодца, снаружи дома,
и собственно Благовещение — внутри, в доме. Иконография Марии у колодца известна с VII века, но постепенно исчезает.
File:Annunciation Melozzo da Forli Pantheon.jpg
«Благовещение Пресвятой Богородицы» Melozzo da Forlì (1438-1494)
Чаще всего действие разворачивается в интерьере. В западной живописи с XV века появляются спальня и в особенности кровать.
Также может происходить совмещение двух мест действия, с прорывом пространства наружу, чтобы продемонстрировать зрителю место предшествующего события
— Марию, слышащую голос у колодца.
Некоторые произведения содержат второстепенную сцену на заднем плане — изображение Иосифа Обручника, занятого работой или же выслушивающего повеление ангела
не отпускать свою жену (Мф. 1:19-24).
File:Sandro Botticelli 080.jpg
Sandro Botticelli (1445–1510)
Пейзаж, в особенности в иконописи, может быть не изображением реального дома плотника в Назарете, а ирреальным:
образом Небесного Иерусалима.
В этом случае пишутся трон-алтарь Марии, золотая стена и храм-дворец, райский сад.
Изображение конструкций дома также является знаком того, что Дева стала Богоносной палатой: началось человеческое воплощение Бога.
Сама Богоматерь прославляется как «одушевленный храм», где обитает Господь.
Для обозначения интерьера в иконописи часто используется велум, перекинутый с одного строения на другое, трактуемый также как символ связи Ветхого и Нового Заветов.
File:La Anunciación, by Fra Angelico, from Prado in Google Earth - main panel.jpg
"Благовещение», Фра Беато Анжелико, 1430—1432.
На заднем плане — архангел Михаил изгоняет из рая Адама и Еву после грехопадения
(от последствий которого спасёт человечество зачинающийся в этот момент Иисус).
Мария трактуется как «новая Ева"
File:Orazio Gentileschi - Annunciation.JPG
Orazio Gentileschi (1563–1639)
Со временем пейзаж практически полностью вытесняется интерьером.
Пространство становится закрытым и затеснённым, ассоциирующимся с закрытостью и девственностью.
А если виден изображённый сад, то это уже hortus conclusus за надёжной стеной, прямой символ лона и девственности
(«Вертоград заключенный»).
Причём в наиболее завершённой форме иконографии он показывается не через дверной проём, а через окно, желательно застеклённое
(аналогия с девственной плевой, предваряющей вход в лоно).
В таком случае оплодотворяющий луч света, если он проникает через окно, приобретает дополнительный подтекст,
который, тем не менее, прочитывается только в знаках и теряется на фоне общего духовного настроения сцены.
В XV веке в западноевропейском искусстве получает популярность аллегорическое изображение Благовещения как мистической охоты на единорога.
File:Henry Ossawa Tanner - The Annunciation.jpg
Благая весть (1898) Генри Оссава Таннер
Начиная по крайней мере со II века, Благовещение рассматривалось как первый акт в христианской истории искупления,
в котором послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы (толкование Иринея Лионского).
Мария становится «новой Евой». В тексте знаменитого гимна Ave maris stella (IX век) говорится о том, что имя Eva является анаграммой слова Ave,
с которым Гавриил обратился к «новой Еве».
Другими словами, назвать Еву означало упомянуть и Марию. Иероним вывел сжатую формулу:
«смерть — через Еву, жизнь — через Марию». Августин писал: «через женщину — смерть, и через женщину — жизнь».
Файл:John William Waterhouse - The Annunciation.JPG
John William Waterhouse - Благовещение  1914.
Считается, что Бог отправил архангела с благой вестью в тот же день 25 марта, в какой произошло Сотворение мира, — таким образом, человечеству был дан второй шанс.
Впервые дата 25 марта появляется в сочинениях западных авторов III века — Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского,
как день распятия Иисуса Христа по римскому календарю.
Данное обстоятельство легло в основу александрийской и позднейших византийских хронологических систем, отождествляющих дату Благовещения и Пасхи.

File:Rossetti Annunciation.jpg
«Благовещение», Данте Габриэль Россетти, 1850 год.
Светское полотно  выполнено с отступлениями от канона.
Из них главное — настроение Марии: испуг и даже страх, а не счастливое смущение и благодарность.
Существует два подхода к определению даты Благовещения:
1).Связь с датой Рождества Христова: 25 марта отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое не позднее IV века повсеместно было принято за дату Рождества Христова.
2).Связь с датой сотворения человека: ряд церковных авторов  полагают, что Благовещение и зачатие Иисуса Христа произошло 25 марта,
так как в этот день, по одной группе преданий, Бог создал человека, а человек, обременённый первородным грехом, должен быть воссоздан в то время,
в какое он был сотворён (то есть началось искупление)
Празднуют Благовещение 25 марта ( православные тоже 25 марта,но по старому стилю,и поэтому приходится на  7 апреля )
Tags: ангелы, библейские истории, живопись, легенды, мифы, праздники, символы
Subscribe

  • Живопись

    Верба (серия "Деревья в женских образах") Автор Фомин Николай

  • Весна

    Верба.

  • Живопись

    Вербный торг на Красной площади. Б. Кустодиев, 1917 г.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments