
Ужин в Эммаусе. Авраам Блумарт. 1622.
После своего воскресения из мёртвых Иисус Христос явился двум своим ученикам, которые шли из Иерусалима в Эммаус
и обсуждали события последних дней:
и обсуждали события последних дней:
казнь, погребение Иисуса Христа и его непонятное исчезновение из гроба.
Иисус на пути в Эммаус. Гюстав Доре.
Когда по дороге к ним присоединился Христос и заинтересовался их беседой, они не узнали его, рассказали ему все события последних дней, а он в ответ объяснил им, что все эти события уже были предсказаны пророками.
Когда пришли в Эммаус, ученики пригласили Иисуса Христа с собой поужинать.
Тициан. Христос в Эммаусе, 1530
О явлении Христа двум ученикам на третий день после Распятия повествует Евангелие от Луки (24:13-32).Эпизод, точнее изображение ужина, кульминационного момента, стало очень популярно в изобразительном искусстве XVII века.
Ученики приглашают его разделить с ними вечернюю трапезу.

«Ужин в Эммаусе» 1601.Караваджо.(деталь)
Христос, преломив хлеб и благословив их, наконец был узнан,
«Ужин в Эммаусе» 1601.Караваджо.(деталь)
Христос, преломив хлеб и благословив их, наконец был узнан,
но тут же «…стал невидим для них».


«Ужин в Эммаусе» 1601.Караваджо.
На картине Караваджо изобразил Христа в момент благословения еды и раскрытия этим двум ученикам истинной идентичности
распятого и воскресшего учителя.
На картине Караваджо изобразил Христа в момент благословения еды и раскрытия этим двум ученикам истинной идентичности
распятого и воскресшего учителя.
Довольно интересно, что на Караваджо изобразил Христа безбородым.
Интенсивность эмоций учеников Христа передана Караваджо в картине их жестами и выражением лиц.
Два ученика Христа представлены пожилыми мужчинами в поношенном платье.«Ужин в Эммаусе» 1601.Караваджо.(деталь)
К груди одного из них прикреплена раковина — символ паломника к святым местам.
Тот, что сидит в кресле слева, приподнимается: это можно прочитать как призыв мгновенно отвечать на слово Христа.
Второй ученик раскинул руки в изумлении — его поза повторяет позу распятого Иисуса (мотив отождествления верующего с Христом).
Ещё один участник — хозяин трактира —, в Евангелии не упомянут, однако он часто изображается на картинах, посвящённых этому сюжету. Он единственный из свидетелей, кто не понимает смысла происходящего.
«Ужин в Эммаусе» 1601.Караваджо.(деталь)
Стол, покрытый белой скатертью, с хлебом и вином символизирует алтарь.
Стол, покрытый белой скатертью, с хлебом и вином символизирует алтарь.
Зрители становятся свидетелями свершения таинства евхаристии.

Хлеб и вино.«Ужин в Эммаусе» 1601.Караваджо (деталь)

«Ужин в Эммаусе» 1601.Караваджо.(деталь)
На самом краю стола Караваджо поместил корзину с фруктами, на которых тщательно выписаны червоточины — излюбленный мотив художника, часто появляющийся в его произведениях.
Хлеб и вино.«Ужин в Эммаусе» 1601.Караваджо (деталь)
«Ужин в Эммаусе» 1601.Караваджо.(деталь)
На самом краю стола Караваджо поместил корзину с фруктами, на которых тщательно выписаны червоточины — излюбленный мотив художника, часто появляющийся в его произведениях.
Кажется, что она сейчас упадёт: часть её нависает над пустотой.
В натюрморте допущен анахронизм — действие происходит в канун Пасхи, когда до сбора урожая далеко, и виноград, гранаты и другие фрукты не могут быть на столе.
_-_WGA04145.jpg)
_-_WGA04145.jpg)
«Ужин в Эммаусе» 1601.Караваджо.(деталь)
Сам натюрморт имеет символическое значение.
Курица на тарелке истолковывается как символ смерти, хотя не все специалисты придерживаются этой точки зрения.
Сам натюрморт имеет символическое значение.
Курица на тарелке истолковывается как символ смерти, хотя не все специалисты придерживаются этой точки зрения.
Чёрный виноград также указывает на смерть, тогда как белый — знак Воскресения, гранат — символ Страстей Христовых,
изображение яблок воспринимается двояко и как плода благодати и как указание на первородный грех, искупленный кровью Христа.
изображение яблок воспринимается двояко и как плода благодати и как указание на первородный грех, искупленный кровью Христа.
В тени, который отбрасывает корзина на стол усматривают очертания рыбы — одного из символов христианства.

«Ужин в Эммаусе» 1606.Караваджо.
Вторично к этому евангельскому сюжету Караваджо обратился в 1606 году, находясь в изгнании.
«Ужин в Эммаусе» 1606.Караваджо.
Вторично к этому евангельскому сюжету Караваджо обратился в 1606 году, находясь в изгнании.
Вторая версия «Ужина в Эммаусе» в настоящее время хранится в Пинакотеке Брера, Милан.
Жесты действующих лиц сдержаны, отсутствуют яркие пятна, стиль художника стал более мрачен.
Образ Христа решён менее радикально — теперь он напоминает Христа из «Тайной вечери» Леонардо да Винчи