laila50 (laila50) wrote,
laila50
laila50

Categories:

Hortus conclusus


 Hortus conclusus.  Герард Давид ( 1460 — 1523)
Hortus conclusus (лат. закрытый сад) — латинское выражение, восходящее к цитате из библейской Песни Песней
«Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник» .
Является символическим обозначением Девы Марии в средневековой и ренессансной литературе и живописи, распространившемся
с 1400 года.


Hortus conclusus. Meister des Frankfurter Paradiesgärtleins.1410.
В изобразительном искусстве иконографический тип hortus conclusus представляет собой
изображение Девы с младенцем в прекрасном саду,
огороженном высоким забором, подчас в окружении святых жён и ангелов.
В этих, как правило, небольших картинах радости жизни соединяются с глубоким символическим содержанием.

Неизвестный мастер, Кельн. Мадонна на полумесяце  в Hortus conclusus 1450.
(у ног Девы Марии коленопреклоненная семья, заказчиков иконы)

Vertograd zakluchenny.jpg
Богоматерь Закрытый Сад.Никита Павловец. Конец XVII в.
В толкованиях «Песни песней» образы невесты и сада связываются с Девой Марией.
В этом толковании на её девство указывают слова «Закрытый сад, источник запечатлен»,
а садовый источник живых вод — это Иисус Христос,
который входит в сад, не нарушая девства Богородицы.
Virgin and Child with saints and donor family, Cologne, c. 1430
В средневековой символике «Ветхого  завета.» имеется два связанных друг с другом значения:
Дева Мария (девство, непорочность) и рай (безгреховное состояние человечества).
Madonna w ogrodzie Mistycznym.jpg
Hortus conclusus. Dierick Bouts (1420-1475)
В образах райского сада,  часто говорится о саде «огражденном», поскольку ограда ассоциировалась со спасением,
изолированностью от греха.
Изображение Девы Марии, символизирующей рай, известно искусстве с XI века, как в миниатюрах рукописей, так и в храмовых росписях.
Мадонна в беседке из роз. 1473.Martin Schongauer.
В живописи , так же как и в лит-ре, преобладал жанр панегирика, в котором особое значение придавалось красочным эпитетам.
Образ сада  постоянен в хвалебных жанрах и в гимнографии в применении к Деве Марии и святым.
С темой брака Христа, царя Вселенной, и Церкви, олицетворением которой является Богородица, связаны Ее царские одежды и мотив венчания короной.
25 Francesco Botticini Madonna in adorazione del Bambino con san Giovannino e angeli. 123cm, ca. 1485 Palazzo Pitti, Florence.jpg
Francesco Botticini Madonna in adorazione del Bambino con san Giovannino e angeli. 1485.
 (Мадонна в поклонении младенцу с Иоанном Крестителем и ангелами.)
В сюжете нашла отражение и тема искупительной Жертвы Христа.
Stefan Lochner.
Сравнение Богоматери с лозой, взрастившей виноградную гроздь,- один из самых распространенных образов церковной поэзии, равно как и сравнение Ее с райским садом.
Bartolomé Bermejo, Virgen de Montserrat altarpiece, 1485
По структуре сад соотносим с Древом Жизни - Животворящим Крестом, а Дева Мария выступает здесь в образе не только Церкви-Рая,
но и новой Евы, которая принесла миру плод искупления за грехи прародителей.

Tags: ангелы, библейские истории, живопись, символы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments