
«Дети с попугаем»,1850 год.
Кристина Робертсон урождённая Са́ндерс, (1796 — 1854) — шотландская художница-портретистка, работавшая при дворе Николая I в 1839—1841 и в 1849—1851 годах.

Портрет императрицы Александры Фёдоровны, 1841 год
Кристина — племянница лондонского художника Джорджа Сандерса.
Вероятно, он и обучил Кристину живописи, и помогал ей найти заказчиков в начале её пути.
С 23 мая 1822 года - супруга портретиста Джемса Робертсона,. В браке родила восьмерых детей, но зрелого возраста достигли лишь четверо детей

Графиня Мария Бутурлина (1815-1902) урожденная Княжна Мария Сергеевна Гагарина.
В 1823 году работы Кристины Робертсон демонстрировались лондонской публике в залах Королевской Академии,
В 1823 году работы Кристины Робертсон демонстрировались лондонской публике в залах Королевской Академии,
а в следующие десять лет она приобрела солидную клиентуру среди аристократии и предпринимателей.
С 1829 года - почётный член Королевской академии в Эдинбурге.

Портрет Александры Николаевны,дочери Николая I. 1840. Эрмитаж.
Гравюры с портретов Робертсон, напечатанные в журналах и иллюстрированных альманахах, стали хорошо известны в континентальной Европе и в России.
Гравюры с портретов Робертсон, напечатанные в журналах и иллюстрированных альманахах, стали хорошо известны в континентальной Европе и в России.
По мнению биографа Робертсон Елизаветы Ренне, эти портреты мало чем отличались от работ современников, публиковавшихся в тех же журналах,
но именно следование духу времени сделало Робертсон модной среди петербургской знати.

Портрет княгини Зинаиды Юсуповой.
В первый раз Робертсон приехала в Санкт-Петербург в 1839 году.
Вначале она писала портреты знати, некоторые из которых тиражировались в гравюрах.
Весной 1841 года Робертсон была приглашена ко двору писать портреты Николая I и его семейства.
В том же году серия портретов императрицы Александры Фёдоровны и её дочерей выставлялась в Академии художеств, а сама Робертсон стала почётным вольным общником Академии (второй женщиной — членом Академии после Виже-Лебрён.

Б. Н. Юсупов,1850 год
Граф М.Д.Бутурлин, описывая художественную жизнь Петербурга писал:
« Госпожа Робертсон отобрала почти всю практику у своих собратий. У петербургской тогдашней знати вошло в моду списывать свои портреты заморскою этою артисткою, которая брала за них неслыханные цены, по 4000 или даже по 5000 рублей серебром, если портрет был в натуральный рост, по 2000 (помнится мне) за поясной и по 700
(или около того) рублей за головной, с одними плечами...
Модная Британская артистка написала, поочередно всю царскую семью во весь рост и получила за то около ста тысяч рублей серебром... не прошло и шести лет, как все эти знаменитые произведения перешли из дворцовых зал в полутемные коридоры, и о г-же Робертсон едва ли кто ныне помнит. »

Графиня Ольга Ивановна Орлова-Давыдова (1814–1876), дочь князя Ивана Ивановича Барятинского (1722–1825)

Граф Владимир Петрович Орлов-Давыдов (1810-1882)
Бутурлин был не вполне прав в своих оценках — акварельные портреты, написанные Робертсон, продолжали украшать рабочие кабинеты Александра II в течение всей его жизни. Парадный портрет Александры Фёдоровны оставался вывешенным в ротонде Зимнего дворца до Октябрьской революции, и пострадал во время переворота.

Граф Владимир Петрович Орлов-Давыдов (1810-1882)
Бутурлин был не вполне прав в своих оценках — акварельные портреты, написанные Робертсон, продолжали украшать рабочие кабинеты Александра II в течение всей его жизни. Парадный портрет Александры Фёдоровны оставался вывешенным в ротонде Зимнего дворца до Октябрьской революции, и пострадал во время переворота.

Портрет императрицы Александры Федоровны 1840.
В 1847 году Робертсон вернулась в Санкт-Петербург.
В 1847 году Робертсон вернулась в Санкт-Петербург.
В январе 1849 года её вновь пригласили в Зимний дворец писать портреты невесток Николая I — Марии Александровны и Александры Иосифовны.
В феврале 1850 года Робертсон известили о том, что Николай I «не удовлетворён» новыми портретами и приказали исправить уже написанное.
В сентябре 1851 года двор повелел хранителю эрмитажных портретов Ф. А. Бруни вернуть все копии Робертсон без оплаты.

Автопортрет Кристины Робертсон, 1822.
В конце жизни бедствовала, из-за отсутствия средств не могла вернуться в Англию. Смерть Робертсон во время Крымской войны, когда большинство британской колонии в Петербурге уехало из России, осталась незамеченной.
Художницу похоронили на Волковском кладбище.
Художницу похоронили на Волковском кладбище.

Портрет императрицы Александры Федоровны (Шарлотты Прусской),жена императора Николай I (1798-1860)
После Октябрьской революции портреты работы Робертсон, хранившиеся в частных собраниях, были рассеяны по провинциальным музеям.
В Государственном Эрмитаже хранятся тринадцать работ Робертсон, из которых двенадцать атрибутированы точно, а одна — предположительно.


Княгиня Мария Лейхтенбергская ( Великая Княгиня Мария Николаевна,дочь императора Николая I )
с четырьмя старшими детьми.

Великая княгиня Мария Николаевна княгиня Лейхтенбергская (1819-1876)

Ольга Николаевна (1822-1892), великая княжна, с 1846 г. супруга Карла Фридриха Александра, принца Вюртембергского,

Портрет дочерей Николая I Ольги и Александры.
Ольга Николаевна (1822-1892), великая княжна, с 1846 г. супруга Карла Фридриха Александра, принца Вюртембергского, изображена сидящей.
Рядом у клавесина,стоит Александра Николаевна (1825-1844), великая княжна, с 1843 г. супруга Фридриха Георга Адольфа, принца Гессен-Кассельского.

Княгиня Мария Лейхтенбергская ( Великая Княгиня Мария Николаевна,дочь императора Николая I )
с четырьмя старшими детьми.

Великая княгиня Мария Николаевна княгиня Лейхтенбергская (1819-1876)

Ольга Николаевна (1822-1892), великая княжна, с 1846 г. супруга Карла Фридриха Александра, принца Вюртембергского,

Великая княгиня Елена Павловна (1807-1873)
Это семь портретов семьи Романовых, четыре портрета представителей семьи Юсуповых из собрания Юсуповского дворца, портрет Ю. Ф. Куракиной и, по мнению Е. П. Ренне, одна из лучших работ Робертсон — «Дети с попугаем».
Это семь портретов семьи Романовых, четыре портрета представителей семьи Юсуповых из собрания Юсуповского дворца, портрет Ю. Ф. Куракиной и, по мнению Е. П. Ренне, одна из лучших работ Робертсон — «Дети с попугаем».
Кто именно изображён на этом двойном портрете 1850 года — так и не известно.
Три портрета, вызвавшие в 1850 году недовольство Николая I, хранятся в музеях Петергофа.

Граф Шувалов Павел Петрович (1846 - 1902),сын графа Петра Павловича Шувалова и Софии Львовны (урождённой Нарышкиной).

Юсупова Зинаида Ивановна (княгиня, 1840-1841) урожд. Нарышкина

Анатолий Иванович Барятинский-1840.

Юсупова Татьяна Васильевна (урожд. Энгельгардт, племянница св. кн. Г.А. Потемкина-Таврического)

Портрет Юлии Фёдоровны Куракиной (1814-1881), урож. Голицыной.

Графиня Анна Шереметьева.

Портрет княгини Марии Ивановны Кочубей(1818-1843), ур.Барятинской
Три портрета, вызвавшие в 1850 году недовольство Николая I, хранятся в музеях Петергофа.

Граф Шувалов Павел Петрович (1846 - 1902),сын графа Петра Павловича Шувалова и Софии Львовны (урождённой Нарышкиной).

Юсупова Зинаида Ивановна (княгиня, 1840-1841) урожд. Нарышкина

Анатолий Иванович Барятинский-1840.

Юсупова Татьяна Васильевна (урожд. Энгельгардт, племянница св. кн. Г.А. Потемкина-Таврического)

Портрет Юлии Фёдоровны Куракиной (1814-1881), урож. Голицыной.

Графиня Анна Шереметьева.

Портрет княгини Марии Ивановны Кочубей(1818-1843), ур.Барятинской