laila50 (laila50) wrote,
laila50
laila50

Category:

Живопись

Peter the Great Interrogating the Tsarevich Alexei Petrovich.jpg
«Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» — картина Николая Ге (1831—1894), написанная в 1871 году.
На картине в интерьере петергофского дворца Монплезир изображёны Пётр I и его сын Алексей Петрович.
Пётр I сидит справа от стола в кресле, отделанном красным бархатом, а слева от стола стоит царевич Алексей.

На полотне представлена психологическая трактовка исторической драмы.
Царевич Алексей, недовольный жёстким и деспотическим стилем, в котором проводились реформы Петра I, бежал в Западную Европу, но был оттуда возвращён и обвинён в подготовке захвата власти в России.

Alexeijpetrowitsch.jpg
Неизвестный художник Портрет царевича Алексея Петровича Россия, XVIII в.
С ведома его отца, Петра I, Алексей Петрович был заключён в Петропавловскую крепость, где умер от пыток
26 июня  1718 года,в возрасте 28 лет.
Несмотря на внешнее спокойствие Петра I и царевича Алексея, их внутреннее состояние полно переживаний и душевного напряжения.
По-видимому, между ними произошло бурное обсуждение, в результате которого Пётр I ещё более уверился в предательстве сына, которое подтверждается документами, разложенными на столе (одна из бумаг упала на пол).
Peter the Great Interrogating the Tsarevich Alexei Petrovich detail 01.jpg
(деталь)
Прежде чем вынести приговор, Пётр I всматривается в лицо сына, всё ещё надеясь увидеть на нём признаки раскаяния.
Алексей же под пристальным взглядом отца опустил глаза — уверенный в том, что Пётр I не решится приговорить
к смерти собственного сына, он молчит и не просит о прощении.
Светотеневое решение композиции подчёркивает разницу между персонажами.
По словам искусствоведа Татьяны Карповой, фигура царевича Алексея освещена более бледным,
«словно лунным, мертвенным светом», который в этой ситуации символизирует то,
что «он уже более принадлежит царству теней, нежели реальной жизни с её страстями и красками».
В то же время, лицо Петра I, напротив, «энергично вылеплено контрастной светотенью».
Nikolay Ge 064.jpg
Петр I допрашивает царевича Алексея. Эскиз.1870.
Угол стола и свисающая с него красно-чёрная скатерть («цвета́ траура») как бы разделяют отца и сына и предвещают трагическую развязку этой драмы. Чередование чёрных и белых плиток пола имеет несколько толкований —
«и выражение духа регулярности Петровской эпохи, и чёрное и белое в характерах Петра и царевича, и шахматная доска, на которой разыгрывается финал партии, проигранной Алексеем».
Family of Peter I of Russia by G.Muskiyskiy (1716-7, Hermitage).jpg
Семья Петра I в 1717: Пётр I, Екатерина, старший сын Алексей Петрович от первой жены, младший двухлетний сын Пётр и дочери Анна и Елизавета.
Эмаль на медной пластинке. Мусикийский, Григорий Семенович
В исторических документах нет свидетельств того, что Пётр I когда-либо допрашивал царевича Алексея во дворце Монплезир, который к 1718 году ещё не был полностью достроен — наоборот, есть утверждения,
что «в действительности это происходило не в Монплезире».
Также полагают, что вряд ли Пётр I допрашивал царевича один на один. Хотя Ге, по-видимому, знал об этом,
тем не менее, он принял решение изобразить на картине только Петра и Алексея, чтобы иметь возможность сосредоточиться на психологии их переживаний.
По мере того как Ге работал над картиной, он изучал исторические документы, связанные с деятельностью Петра I.
По-видимому, он обсуждал их со своими друзьями и знакомыми — в частности, с историком и публицистом Николаем Костомаровым.
В результате первоначальное идеализирование личности Петра I сменилось более реалистичной оценкой, связанной с пониманием жестокости и страданий, которыми были оплачены успехи преобразований петровской эпохи. Сам Николай Ге так описывал эту ситуацию:
Iohann-Paule Ludden 02.jpg
Портрет царевича Алексея Петровича. Iohann-Paule Ludden (?- 1739)
« Во время писания картины «Пётр I и царевич Алексей» я питал симпатии к Петру, но затем, изучив многие документы, увидел, что симпатии не может быть.
Я взвинчивал в себе симпатию к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца,
и это оправдывало жестокость его, но убивало идеал. »
Изображённый на картине момент мучительного поиска решения свидетельствует о том, что Ге хотел показать
в Петре I не палача, а отца, переступающего через свои личные пристрастия ради интересов государства.
текст-Татьяна Карпова, Светлана Капырина. Летопись жизни и творчества Николая Николаевича Ге.

Tags: живопись, история, мифы, символы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Портрет.

    Для zamorovo "Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой", 1889 г. Виктор Алексеевич Бобров ( 1842 — 1918) — русский…

  • (no subject)

    What’s This? (Что Это?) Стеван Доханос (1907 - 1994 года) американский художник и иллюстратор школы соцреализма, наиболее известен своими…

  • (no subject)

    Летний сад. картина неизв.худ. 1810. Я к розам хочу, в тот единственный сад, Где лучшая в мире стоит из оград, Где статуи помнят меня молодой, А…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment