
Шахерезада и Султан Шахрияр.1880.Ferdinand Keller
Шахерезада — легендарная главная героиня «Рассказа о царе Шахрияре и его брате»,
окаймляющего персидский сказочный цикл «Тысяча и одна ночь» и служащего связующей нитью между другими рассказами.

Шехерезада. Sophie Gengembre Anderson.
Шахерезада – легендарный персонаж 'Тысячи и одной ночи', девушка удивительной красоты в сочетании с острым умом и редкостным красноречием.
Она является символом женского коварства и изобретательности, и даже те, кто точно не знает, кем же на самом деле является Шахерезада, так или иначе слышали о ней как об искусной обольстительнице.

Шехерезада Альберто Варгас. 1921
Шахерезада была дочерью визиря грозного и деспотичного персидского царя Шахрияра .
Известно, что был Шахрияр очень немилостив к женщинам.

William Clarke Wontner
Так, уличив однажды в неверности свою жену, он в ярости приказал немедленно убить ее, но и этого ему показалось мало.
Так, уличив однажды в неверности свою жену, он в ярости приказал немедленно убить ее, но и этого ему показалось мало.
И тогда Шахрияр задумал новую месть – каждую ночь он требовал в свою опочивальню новую молодую женщину,
а наутро неизменно приказывал убивать своих ночных любовниц.

а наутро неизменно приказывал убивать своих ночных любовниц.

Любимицы эмира.1879 Benjamin-Constant
Таким образом грозный правитель мстил всем женщинам за измену жены.
Так продолжалось несколько лет.
Так продолжалось несколько лет.
В то время у его визиря подросла дочь по имени Шахерезада, девушка необычайной красоты и острого ума.

Энгр. «Большая одалиска».Так, в один из дней она попросила отца сосватать ее в жены Шахрияру.
Визирь пришел в ужас от такого предложения – отдавать собственную красавицу-дочь деспоту казалось ему полным безрассудством, ведь все, что ждало ее впереди – неминуемая смерть.
Но Шахерезада умела настоять на своем, и вскоре Шахрияр уже призвал к себе в спальню новую молодую жену.

Энгр. «Большая одалиска».
Визирь пришел в ужас от такого предложения – отдавать собственную красавицу-дочь деспоту казалось ему полным безрассудством, ведь все, что ждало ее впереди – неминуемая смерть.
Но Шахерезада умела настоять на своем, и вскоре Шахрияр уже призвал к себе в спальню новую молодую жену.

Одалиска.Joseph Severn (1793 – 1879)
В отличие от всех предыдущих девушек Шахерезада не удовольствовалась одной лишь функцией любовницы,
но начала рассказывать царю сказку.

Edouard Richter
Сюжет этой сказки оказался настолько захватывающим, что когда наступил рассвет, царь пожелал услышать его продолжение.
Сюжет этой сказки оказался настолько захватывающим, что когда наступил рассвет, царь пожелал услышать его продолжение.
И тогда-то Шахерезада пообещала ему, что если доживет до следующей ночи, Шахрияр непременно услышит продолжение сказки.
![[ G ] Oliver Dennett Grover - Harem scene (1889) by Cea., via Flickr:](https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/736x/19/8d/b6/198db610216e02ec32db78cd2b1f2e6c.jpg)
Karel Ooms - Dreaming in the harem
Так ей удалось уцелеть после ночи с грозным правителем, что, увы, не удавалось до нее еще ни одной девушке. Вероятно, Шахерезаде удалось произвести на правителя немалое впечатление, и когда пришла следующая ночь, он, вопреки своим правилам, велел позвать снова ее.

Léon-François Comerre -Одалиска с бубном
![[ G ] Oliver Dennett Grover - Harem scene (1889) by Cea., via Flickr:](https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/736x/19/8d/b6/198db610216e02ec32db78cd2b1f2e6c.jpg)
Karel Ooms - Dreaming in the harem
Так ей удалось уцелеть после ночи с грозным правителем, что, увы, не удавалось до нее еще ни одной девушке. Вероятно, Шахерезаде удалось произвести на правителя немалое впечатление, и когда пришла следующая ночь, он, вопреки своим правилам, велел позвать снова ее.

Léon-François Comerre -Одалиска с бубном
Шахерезада снова рассказывала свою сказку – и ночи едва хватило на то, чтобы дойти до конца, а когда сказка закончилась, владыка немедленно потребовал новую сказку, и в результате ей снова удалось остаться живой,
а Шахрияр снова ждал наступления следующего вечера.

а Шахрияр снова ждал наступления следующего вечера.

Harem Orientalism.
Так продолжалось тысячу и одну ночь, и за эти годы Шахерезада успела не только рассказать Шахрияру огромное количество сказок, но и родить троих сыновей.

Чарльз Folkard, "Тысяча и одна ночь" . (Шехерезада)
Шахрияр просто обожал свою красноречивую жену, требуя от нее все новых и новых сказок,
на которые Шахерезада была большая мастерица.

Тысяча и одна ночь.Эндрю Лэнга
Когда по истечение тысячи и одной ночи все сказки Шахерезады закончились, грозный правитель уже любил ее
так сильно, что и подумать не мог об ее казни.

Фредерик Лейтон, Свет гарема, 1880.(деталь)
Образ прекрасной и одновременно хитрой и обольстительной Шахерезады множество раз вдохновлял композиторов и поэтов.
An Oriental Flower Girl
История Шахрияра и Шахерезады – одна из самых глубоких и удивительных историй в литературе.
Образ рассказчицы Шахерезады связан прежде всего с восточной красавицей, обольстительной и желанной, сдадкозвучной и красноречивой.
Так продолжалось тысячу и одну ночь, и за эти годы Шахерезада успела не только рассказать Шахрияру огромное количество сказок, но и родить троих сыновей.

Чарльз Folkard, "Тысяча и одна ночь" . (Шехерезада)
Шахрияр просто обожал свою красноречивую жену, требуя от нее все новых и новых сказок,
на которые Шахерезада была большая мастерица.

Тысяча и одна ночь.Эндрю Лэнга
Когда по истечение тысячи и одной ночи все сказки Шахерезады закончились, грозный правитель уже любил ее
так сильно, что и подумать не мог об ее казни.

Фредерик Лейтон, Свет гарема, 1880.(деталь)
Образ прекрасной и одновременно хитрой и обольстительной Шахерезады множество раз вдохновлял композиторов и поэтов.
Так, под впечатлением 'Арабских сказок' написал свою знаменитую симфоническую сюиту Н. А. Римский-Корсаков, существует и классический балет с одноименным названием, а также несколько кинофильмов.

An Oriental Flower Girl
История Шахрияра и Шахерезады – одна из самых глубоких и удивительных историй в литературе.
Известно, что первоначально в арабских сказках эту женщину звали Ширазад (Šīrāzād), но сегодня все знают ее как Шахерезаду.

Лейла ( Страсть) .1892.Сэр Фрэнк Бернард Дикси (1853-1928)
Образ рассказчицы Шахерезады связан прежде всего с восточной красавицей, обольстительной и желанной, сдадкозвучной и красноречивой.
текст Полина Челпанова