laila50 (laila50) wrote,
laila50
laila50

Category:

Иконология и Власть

Оригинал взят у oleg_nasobin в Иконология и Власть
Любая власть имеет более или менее выраженный сакральный аспект. Это хорошо известный факт, и поэтому: в частности, в христианстве считается что "всякая власть от Бога". Ну и не только в христианстве. Власть обожествляется.

При этом любая религиозная концепция состоит из двух неравных частей: предалтарной и заалтарной. Говоря проще: она состоит из экзотерической и эзотерической части. Экзотерическая часть (предалтарная, перед алтарем, для паствы) открыта и выступает объектом учения паствы.
Напротив, "эзотерическая" часть - только для жрецов и посвященных. Эта часть сопряжена с "тайнами" и по сути тайной и является.

Так вот. Исходя из вышеизложенного любая Власть имеет эзотерическую, тайную составляющую.
"Тайна" как таковая это нечто, существующее исключительно в общественных отношениях и в применении к общественным отношениям. грубо говоря - эсли все умерли и некому тайну передать, и никто ее не узнает, то это не тайна а хрен знает что, бесполезное.

Следовательно, для хранения тайны необходимы "тайные общества". И, следовательно, такие "тайные социумы" есть непреложный и необходимый атрибут всякой власти и всякого общественного устройства, кроме самого примитивного.

Поэтому, познание природы Власти невозможно без познания, хотя бы по периметру забора, тайных обществ существующих в социуме. Причем обществ как связанных с представителями действующей власти, так и не связанных с ней.

Уф. Преамбула закончена.  Так вот, теперь к делу.

Тайное общество на то и тайное, чтобы не оставлять следов, по котрым "профаны" (не приглашенные, не посвященные) могли бы его засечь, вычислить и пресказать его действия. Следовательно, у таких обществ нет ни понятного профанам документооборота, ни заметного движения бабла, ни знаков отличия и пр.

Однако, коммуникация между посвященными необходима. Более того, иногда необходимы "мессиджи" в "норот".  Эта коммуникация и мессиджи происходят с помощью так называемых символов. Символ - это суперпупергипертекст. От простого мессиджа символ отличается а) Более насыщенным смыслом, вернее, максимально насыщенным б) Вневременным культурным контекстом. Символ может объединять прошлое, настоящее и будущее.

Символ применительно к произведениям искусства изучает особая научная дисциплина - Иконология.

Смысл Иконологии хорошо пояснил Панофски в своей одноименной книге: Вот вы видите, что джентльмен идущий вам на встречу приподнял шляпу. Вы понимаете, что он приветствует Вас, что он культурный, вежливый и образованный человек. Вы знаете, что он с уважением относится к Вам.

Но если бы Вы не знали, что означает этот жест, и не знали, что такое шляпа - то может быть вы решили бы что у него чешется голова или он хочет достать из шляпы заначенный окурок.  (Это я от себя добавил).

Вот как раз понимание всего что со шляпой и джентльменом - и есть иконология.

Изучая иконологию, мы вдруг неожиданно для себя раскрываем смыслы произведений искусств, связанные с тайными обществами и властью. Делая это мы натыкаемся на следы и материальные свидетельства существования обществ, которые никак не засвечены в исторических архивах.
А поскольку современные общества почти всегда базируются и уходят корнями в прошлое, то таким образом нашему оку открывается весьма интересное...

Продолжение ?
Tags: перепост, символы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Как с экономикой связаны язык и климат.

    Индивидуализм или коллективизм? Маскулинность или феминность? Власть — деловой партнер или символическая фигура? Избегать неопределенности…

  • Живопись

    Василий Поленов (1844-1927) Женщина, идущая по лесной тропе, 1883 год.

  • «Культурные коды экономики»

    Это первая лекция нашего нового курса — о том, как связаны экономика и культура, почему одни страны живут лучше других и как быть тем,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments