laila50 (laila50) wrote,
laila50
laila50

Categories:

Лекции: Кранахи; Германия времен гуманизма и Реформации; Маньеризм

Оригинал взят у gorbutovich в Лекции: Кранахи; Германия времен гуманизма и Реформации; Маньеризм
Архив лекций


С 08 июня 2016 по 11 сентября 2016 в Государственном Эрмитаже будет демострироваться выставка «Семья Кранахов между Ренессансом и маньеризмом». Из Москвы Кранахи в измененном составе переместились в Санкт-Петербург. Работ из Готы на эрмитажной выставке нет, но присутствуют другие, которых не было в Москве.


1509 год. Лукас Кранах Старший. Иоганн Фридрих Великодушный (1503-1554) в детстве. Лондонская национальная галерея. Об этом детском портрете – в лекции Всеволода Володарского "Лукас Кранах Старший Живописец". В российских выставках картина не участвовала / Detail from Lucas Cranach the Elder, ‘Portrait of Johann Friedrich the Magnanimous’, 1509. The National Gallery, London

Семь лекций и две встречи в экспозиции в рамках образовательной программы к выставке «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом», проходившей в Москве с 04 марта по 15 мая 2016. Дополнительно два коротких видеосюжета. В сумме 13 часов 40 минут 50 секунд лекционно-выстовочного видеоряда. С завершением выставки в Москве материал не устаревает.

Московские лекции:
1. Немецкий гуманизм. Кранах и культурная среда в Виттенберге. 1:48:22
2. Немецкая Реформация. Лютер и Кранах. 2:07:56
3. Лукас Кранах Старший Живописец. 1:16:39
4. Кранах от XVI до XXI века: ученики, последователи и подражатели. 1:10:51
5. После Кранахов. Искусство маньеризма в Европе к северу от Альп. 1:25:54
6. Гравюра в жизни и творчестве Лукаса Кранаха Старшего. 1:53:37
7. Кранах и Дюрер. Соперничество в гравюре. 1:36:17

Лекторы: Всеволод Володарский, МГУ; Вадим Садков, ГМИИ; Галина Кислых, ГМИИ; Василий Расторгуев, ГМИИ.



1509 год. Иоганн Фридрих будущий Великодушный (1503-1554), мальчику 6 лет. Лукас Кранах Старший. Лондонская национальная галерея / Lucas Cranach the Elder (1472-1553). Portrait of Johann Friedrich the Magnanimous. 1509. Oil on wood, 42 x 31.2 cm. This painting is part of the group: 'Diptych: Two Electors of Saxony' (NG6538-NG6539). The National Gallery, London. Source

Выставка в Москве имела в числе прочего и политическую подложку. После войны в 1946 году из немецкой Готы в СССР была вывезена значительная часть коллекции Фриденштайна. В 1956-1958 годах большая часть коллекции вернулась в Готу, но далеко не вся. То что осталось в Москве, до недавнего времени хранилось неопубликованным. Таким образом собрание работ Кранаха из замка Фриденштайн оказалось в двух местах, но на период выставки коллекция объединилась. Ответного визита московских "готских" картин в Готу не будет, но в 2015 году там побывали некоторые работы из Пушкинского, в том числе, "Плоды ревности" Кранаха Старшего, у которых нет опасности быть арестованными в Германии. В обмен на Кранахов в 2017 году в Готу отправится выставка шедевров французской живописи XVII-XVIII вв. из собрания ГМИИ им. Пушкина.

Также на российской выставке Кранахов "нашлись" 4 рисунка из Дрездена. В мировой искусствоведческой науке они считались после войны навсегда утраченными. Эти рисунки не были возвращены в 1955 году, так как они не из централизованно вывезенного дрезденского собрания, а были прихвачены военными в качестве трофеев и на момент возврата коллекции находились в частных руках.


Сюжет DW Russian

1.

Около половины экспонатов выставки «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» ранее принадлежали собранию в немецкой Готе, откуда их увезли в качестве трофеев в 1945 году. DW Russian. Источник видео


Общий вид выставки. Lenta.ru

2.

Cranach.lenta.ru. Источник видео


Лекции.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва, лекторий Отдела личных коллекций.


Всеволод Володарский.

Всеволод Матвеевич Володарский – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Средних веков Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Специалист по истории Германии и культуре эпохи Возрождения, автор более 300 работ.


Немецкий гуманизм. Кранах и культурная среда в Виттенберге.

3.

12.02.2016. Лекция Всеволода Володарского «Немецкий гуманизм. Кранах и культурная среда в Виттенберге». Источник видео

На лекции рассмотрен процесс обновления немецкой культуры в конце XV – первых десятилетиях XVI века. В то время Германия была ядром расширяющейся империи Габсбургов и одновременно страной крепнущего политического полицентризма князей. В культуре этот период – пора бурного расцвета немецкого гуманистического движения и мощной волны ренессансных тенденций в творчестве Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха Старшего, Маттиаса Грюневальда, Ганса Гольбейна Младшего и других мастеров. В лекции на примерах творчества Себастьяна Бранта, Конрада Цельтиса, Эразма Роттердамского, Ульриха фон Гуттена и других гуманистов будут рассмотрены характерные черты немецкого гуманизма, а на истории его венского центра и культурной среды Виттенберга – «города Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона» – та духовная атмосфера городской, придворной, университетской жизни, которая оказала влияние на искусство Кранаха.


Немецкая Реформация. Лютер и Кранах.

4.

01.04.2016. Лекция Всеволода Володарского «Немецкая Реформация. Лютер и Кранах». Источник видео

В лекции освещены проблемы предыстории Реформации, критики церкви в XV - начале XVI века в различных слоях немецкого общества и в Европе в целом. Будет проанализирован выдающийся вклад Мартина Лютера в создание нового реформационного учения и развитие Реформации. На материалах творчества Томаса Мюнцера, Ульриха Цвингли, Филиппа Меланхтона, а также при рассмотрении специфики «летучих листков» и других изданий той эпохи будет прослежена роль различных направлений в Реформации. Особое внимание уделяется вкладу Лукаса Кранаха Старшего и его мастерской в визуальную пропаганду лютеранства и создание галереи художественных образов Лютера и его современников. В краткой форме будут очерчены дальнейшая история Реформации и особенности Католической реформы и конфессионализации в Европе в XVI-XVII веках.


Вадим Садков.

Садков Вадим Анатольевич – куратор выставки «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом», доктор искусствоведения, профессор, Лауреат премии Правительства РФ, заведующий Отделом старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина, автор более 110 научных работ и каталогов.


Лукас Кранах Старший Живописец.

5.

19.02.2016. Лекция Вадима Садкова «Лукас Кранах Старший Живописец». Источник видео

Лекция посвящена анализу живописного наследия Лукаса Кранаха Старшего, который наряду с Альбрехтом Дюрером и Гансом Гольбейном Младшим принадлежит к крупнейшим и наиболее ярким представителям искусства Германии XVI столетия. Продемонстрировано стилистическое и тематическое многообразие картин Кранаха Старшего, его высочайший профессионализм и оригинальность художественного мышления.



Кранаховский идеал женской красоты. S-образный изгиб. Cranach.lenta.ru


Кранах от XVI до XXI века: ученики, последователи и подражатели.

6.

15.04.2016. Лекция Вадима Садкова «Кранах от XVI до XXI века: ученики, последователи и подражатели». Источник видео

В лекции дан обзор творчества наследников Лукаса Кранаха Старшего – сыновей Ганса, Лукаса Младшего и внука Августина. Специальное внимание уделено малоизвестным широкой публике обстоятельствам деятельности обширной кранаховской мастерской в XVI столетии, а также имитациям живописной стилистики Кранаха в творчестве художников эпохи романтизма (Франц Вольфганг Рорих) и в деятельности современных фальсификаторов.


Василий Расторгуев.

Расторгуев Василий Алексеевич ­– старший научный сотрудник Отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина, кандидат искусствоведения, специалист по искусству эпохи Возрождения.


После Кранахов. Искусство маньеризма в Европе к северу от Альп.

7.

08.04.2016. Лекция Василия Расторгуева «После Кранахов. Искусство маньеризма в Европе к северу от Альп». Источник видео

Лекция посвящена европейским художникам и скульпторам второй половины XVI столетия, жившим за пределами Италии и часто относимым к представителям так называемого «северного маньеризма». Под этим общим термином скрывается несколько ярких и своеобразных явлений в искусстве, обязанных своим возникновением как процессам, происходившим в итальянской культуре, так и местным художественным традициям Нидерландов, Франции, Германии и Чехии.


Галина Кислых. Графика.

Кислых Галина Семеновна – ведущий научный сотрудник Отдела графики ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель немецкой гравюры и рисунка, заслуженный работник культуры Российский Федерации, автор многочисленных публикаций по немецкой графике.


Гравюра в жизни и творчестве Лукаса Кранаха Старшего.

8.

26.02.2016. Лекция Галины Кислых «Гравюра в жизни и творчестве Лукаса Кранаха Старшего». Bсточник видео

Лекция посвящена жизни и творчеству Лукаса Кранаха Старшего, проанализировано графическое наследие художника и его сына Лукаса Кранаха Младшего.


Кранах и Дюрер. Соперничество в гравюре.

9.

25.03.2016. Лекция Галины Кислых «Кранах и Дюрер. Соперничество в гравюре». Источник видео

Первая половина XVI века считается эпохой Альбрехта Дюрера – величайшего немецкого живописца, теоретика, графика. Дюрер был первым художником в Европе, который поставил гравюру на один уровень с другими видами искусства. Именно благодаря ему в Германии в первой половине XVI века гравюра получила такое широкое распространение. Лукас Кранах Старший был одним из тех мастеров, который под влиянием Дюрера стал заниматься гравюрой.


Встречи в залах экспозиции выставки «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом».

Главное здание ГМИИ им. Пушкина, Москва.

10.

10.03.2016. Встреча в залах экспозиции с Галиной Кислых. Выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом». Источник видео

Галина Кислых о гравюрах, представленных на выставке, их сюжетах и технике.


Встреча в залах экспозиции с куратором выставки «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» Вадимом Садковым

11.

Встреча в залах экспозиции с куратором выставки Вадимом Садковым. Источник видео


Ранее о Кранахах, их времени и работах:
Кранахи. Часть 1. Жизнь и работы
Кранахи. Часть 2. Время и работы. Германия эпохи Возрождения и Реформации
Кранах. Аллегория Ветхого и Нового Завета



Tags: перепост.живопись
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Живопись

    В. Г. Шварц. «Вербное Воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти», (1865). Шествие на осляти…

  • Живопись

    С. Блонская (1870 - 1947). «Девочки. Вербное воскресенье». 1900.

  • Живой Журнал празднует день рождения!

    Домен LiveJournal.com был зарегистрирован 15 апреля 1999 года. В том же году вышел в прокат культовый фильм «Матрица», в городе Сараево родился…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments